Навигация по сайтуНавигация по сайту

Инфаркт миокарда. Медикаментозное лечение

Инфаркт миокарда. Медикаментозное лечениеПродолжительность оксигенотерапии при инфаркте миокарда ограничивается первыми 5—6 днями.

Аптикоагуляптные препараты. Эффективность антикоагулянтной терапии в снижении смертности и частоты осложнений инфаркта миокарда еще является предметом дискуссий. При лечении тромбоэмболических осложнений инфаркта миокарда необходимость применения антикоагулянтных препаратов не вызывает сомнений, что же касается предупреждения других осложнений инфаркта миокарда и развития самого инфаркта, то большой пользы этой терапии статистиками не установлено.

Кроме того, существуют формальные противопоказания и риск, как, например, кровотечения при гепатопатиях, кровотечения из пищеварительного тракта (язва), кровоизлияние в мозг (кровоточивость, артериальная гипертензия при диастолическом давлении выше 120 мм рт. ст.)

Вопреки изложенному выше и особенно в связи с отсутствием статистического обоснования антикоагулянтная терапия при инфаркте миокарда в большинстве случаев проводится с учетом известных теоретических предпосылок. Эта терапия показана при всех инфарктах большой протяженности (длительная иммобилизация, субэндокардиальный некроз с тромбозами), при инфарктах с сердечной недостаточностью (застойные явления, легочные эмболии) и, разумеется, при тромбоэмболических осложнениях. Особенности применения антикоагулянтных препаратов мы отмечали при изложении вопроса о «синдроме предвестников» инфаркта миокарда. На основании изложенного мы считаем, что антикоагулянтная терапия показана:

  • при синдроме предвестников и болевых кризах, часто и внезапно повторяющихся, имеющих возрастающую интенсивность боли, и в случаях резкого ухудшения, несмотря на специфическую терапию. Во всех этих случаях речь идет о ситуациях, «угрожающих опасность развития инфаркта», поэтому гипокоагулолабильность может отстрочить, уменьшить или возможно предупредить образование тромба, закупоривающего просвет сосуда;
  • при инфарктах большой протяженности или сопровождающихся осложнениями (тромбоэмболическими, сердечной недостаточностью);
  • при неосложненных инфарктах, когда антикоагулянтные препараты применяются в целях ограничения распространенности тромбоза сосуда. Однако этот аспект применения антикоагулянтов носит дискутабельный характер.

Продолжительность применения антикоагулянтной терапий варьирует. Рекомендуется проведение экстренной терапии в течение 3—4 нед, продолженной в дальнейшем курсом поддерживающих доз препарата в течение 6—12 мес. Осуществление второй части этой терапии, преследующей профилактическую цель, обычно затруднено, так как больной уже находится в домашних условиях.

Лечение тромболитическими (фибринолитическими) препаратами. Тромболитические препараты относятся к числу перспективных лекарств при лечении свежих сосудистых окклюзии. Способ введения в организм, своевременность применения и эффективность лечения еще окончательно не установлены, однако в настоящее время существует достаточно ориентировочных моментов, которые позволяют осуществлять рациональное лечение заболевания. Как известно, фибринолиз является процессом, ограничивающим процесс коагуляции.

В принципе плазминоген, инертно циркулирующий в плазме, активизируется рядом эндо- или экзогенных субстанций (тромбин, некоторые бактериальные ферменты и пр.) и превращается в протеолитический фермент — плазмин. Последний существует в двух формах: циркулирующий в плазме (быстро разрушающийся антиплазминами) и в связанном фибрином виде (менее разрушающийся). В связанной форме плазмин проявляет протеолитическую активность, т. е. фибринолиз. В свободной форме плазмин, если циркулирует в крови в больших количествах, то разрушает и другие циркулирующие в крови белки (II, V, VIII факторы свертывания), давая начало патологическому протеолизу с последующим угнетением процесса коагуляции. В качестве искусственных активаторов плазминогена используются стрептокиназа и урокиназа.

Если тромбоз коронарных сосудов вызывает окклюзию сосудистого просвета, то в течение 25—30 мин возникает необратимый некроз миокарда; неполная же окклюзия обусловливает более медленное развитие некротического процесса. Тромб коронарного сосуда размером 5—10 мм достаточно чувствителен для фибринолитической активности плазмина и стрептокиназы в первые 12 ч со времени образования тромба, что само по себе обусловливает первое требование этого лечения — ранний срок.

Своевременно установить начало лечения тромболитическими препаратами не всегда возможно.

Более старый тромб, составной частью которого является склеротическая бляшка, не поддается тромболитическому лечению. В результате тромболитической терапии растворяется не только основной тромб, но иногда и запасы фибрина, отложенные в капиллярах соседних с инфарктом зон, что улучшает обеспечение кислородом этих участков. Для получения оптимального терапевтического эффекта необходимо определить фибринолитическую активность плазмы, так как продукты распада фибриногена оказывают антикоагулянтное (антитромбинное) действие и количественное уменьшение факторов I, II, V, VIII усиливает этот эффект.

Целесообразно проведение раннего лечения в короткий срок (24 ч) большими и повторными дозами через короткие интервалы времени (4 ч): а) в первые 20 мин: 500 000 ЕД стрептокиназы в 20 мл хлорида натрия 0,9%; б) через 4 ч: 750 000 ЕД стрептокиназы в 250 мл хлорида натрия 0,9%; в) через 8 ч: 750000 ЕД стрептокиназы в 250 мл хлорида натрия 0,9%; г) через 16 ч: 750000 ЕД стрептокиназы в 250 мл хлорида натрия 0,9%.

Малые дозы (до 50 000 ЕД стрептокиназы) инактивируются со стороны антистрептокиназы, средние дозы (менее 100 000 ЕД) предрасполагают (парадоксально) к кровотечениям. Этот факт объясняется тем, что приведенные дозы обусловливают повышенную и продолжительную плазминемию со стойким присутствием в крови продуктов распада фибриногена, результатом чего наряду с фибринолизом имеет место и разрушение факторов II, V и VIII, свертывания крови с последующей значительной гипокоагулолабильностью. При больших дозах (более 150 000 ЕД) активность стрептокиназы по отношению к фибринолитической системе плазмы и к факторам свертывания крови значительно уменьшена, зато влияние на фибрин тромба (тромболиз) более интенсивно. В первые часы лечения отмечается быстрое и значительное снижение фибриногенемии со значительной гипокоагулолабильностью. Через 24 ч уровень фибриногена начинает нарастать.

Антикоагулянтную терапию начинают во второй фазе тромболитического лечения.

Практически существует две возможности:

  1. применение препаратов кумаринового ряда с первого момента тромболитической терапии исходит из того, что их действие начинает проявляться через 24—48 ч с момента введения в организм, следовательно, после окончания действия тромболитических препаратов;
  2. введение гепарина через 24 ч, т. е. к моменту окончания тромболитической терапии (действие гепарина практически мгновенное).

Не следует забывать, что антитромбинная и антрифибринная активность гепарина накладывается на процесс антикоагулянтного действия фибринолитических веществ, следовательно, терапия гепарином в этих условиях должна проводиться с особым вниманием. Риск проведения тромболитической терапии невелик, если лечение осуществляется тщательно.

Случаи кровотечения, механизм возникновения которого рассматривался выше, могут стать опасными при возникновении необходимости кровавого вмешательства (массаж сердца) при сочетанном применении тромболитических и антикоагулянтных препаратов. В подобных случаях необходимо применение ингибиторов антикоагулянтных препаратов, протамин-сульфата, витамина К и е-аминокапроновой кислоты, ингибитора фибрилолиза (3—5 г внутривенно или через рот, затем 0,5—1 г каждый час до остановки кровотечения).

Геморрагические диатезы и кровотечения из внутренних органов являются противопоказаниями к проведению тромболитического лечения, которое, кроме того, сопряжено с риском разрыва мышечных элементов сердца (папиллярные мышцы, перегородка, париетальный миокард).

Случаи анафилактического шока, связанные с введением в организм стрептокиназы, требуют наряду с применением этого препарата одновременного введений с первой дозой 100—150 мг гидрокортизона.

Если придерживаться схемы лечениями если терапия проводится своевременно и если при этом не забывают о противопоказаниях, то преимущества тромболитической терапии неоспоримы. Благодаря краткосрочному проведению этой терапии при инфаркта, миокарда не возникает необходимости в специальных лабораторных исследованиях. Большинство статистических данных свидетельствует об явном снижении смертности при инфаркте миокарда в случае целенаправленного применения тромболитических препаратов. Описаны также снижение числа случаев аритмий, быстрое улучшение картины ЭКГ, а также почти полное отсутствие случаев кровотечения, если продолжительность лечения не превышает 24 ч.

Лечение ионными растворами. Обоснованное теоретически и экспериментально лечение ионными растворами не дало в клинике желаемых результатов. Внутривенное введение растворов калия и магния с глюкозой и инсулином обосновано тем, что волокна миокарда в зоне инфаркта теряют ионы калия и магния, накапливая ионы натрия. Результатом нарушения отношений между внутри- и внеклеточными ионными концентрациями является возрастание батмотропизма, вследствие которого возникают аритмии: экстрасистолы, эктопические тахикардии, тахиаритмии. Кроме того, показано, что калий и магний проявляют защитное действие, направленное против развития некроза миокарда.

Инсулин облегчает проникновение в клетки глюкозы, роль которой в мышечном метаболизме и в поляризации калия — натрия известна.

Лечение сосудорасширяющими средствами. Обычная терапия, которую проводят при болевых ангинозных кризах, нецелесообразна в острой стадии инфаркта миокарда. Нитропроизводные препараты могут усилить состояние коллапса из-за расширения всех сосудов организма.

Действие b-блокаторов при инфаркте может быть двояким: вследствие их батмотропного и отрицательного хронотропного эффекта они, уменьшают сердечную нагрузку и риск возникновения аритмий, однако в результате их отрицательного и инотропного и дромотропного эффекта усиливается тенденция к декомпенсации и возникновению блокад. Кроме того, b-блокаторы обусловливают снижение артериального давления посредством уменьшения периферического сопротивления; упоминалось также о так называемом сосудосуживающем коронарном эффекте (сокращение вазоконстрикторов вследствие снижения потребности в кислороде). В этом сочетании положительных и отрицательных эффектов в острой фазе инфаркта миокарда, по-видимому, преобладают отрицательные факторы, в связи с чем не следует прибегать к применению указанных выше препаратов. Дискутабельна и возможность применения сосудорасширяющих препаратов типа карбохромена (интенсаина), дипиридамола (персантина), гексабендина (устимона).

Опубликовано: 01.12.2009 в 01:17

Похожие статьи

Вперед Назад

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: