Законы памяти
Наверное у каждого в жизни были случаи, когда забывалось что-то важное. «Ведь я же учил это!» - восклицают школьники и студенты. «Почему же я не могу теперь этого вспомнить?». «Да вы давали мне это поручение, но я совсем забыл о нем» - оправдывается сотрудник перед начальством». Думаю в подобной ситуации оказывался каждый из нас.
С чем же связано, что мы не можем запомнить нужную информацию и воспроизвести ее в случае необходимости? У ученых и психологов нет однозначного ответа на этот вопрос, однако выявлены некоторые закономерности работы нашей памяти, их еще называют законами памяти. С их учетом разработано ряд методик, способствующих лучшему запоминанию информации.
В чем же заключаются основные законы памяти?
1) Закон внимания.
Для качественного запоминания информации необходима предельная концентрация внимания на изучаемом материале. Нужно по возможности полностью исключить отвлекающие факторы:
- посторонние мысли,
- шум: телефонные звонки, телевизор, радио и т.п.;
- усталость и раздражение;
- спешку.
2) Закон яркости.
Лучше всего мы запоминаем все необычное и яркое. (В течение дня мы встречаемся со множеством людей, но запоминаем только тех, которые чем-то отличались от других, выделялись из толпы). Поэтому для лучшего запоминания информации необходимо придать ей яркий необычный вид. (Представьте текст написанные на воздушном шаре или цифры, выложенные цветами на асфальте и т.п.).
3) Закон значимости.
По значимости информация для людей делится на 3 группы. В первой группе находится жизненно важная информация (режим питания, возможные опасности и т.п.). Она запоминается практически без усилий и навсегда. Ко второй группе относится интересная и субъективно важная для человека информация. Она тоже усваивается достаточно легко и быстро. В третью группу входит вся оставшаяся информация. Ее просто огромное количество и запоминается она хуже всего.
Чтобы облегчить запоминание информации из 3 группы нужно:
- хотя бы временно вызвать у себя интерес к этой информации;
- убедить себя в важности для вас этой информации (представьте те выгоды, которые она может вам принести – успешная сдача экзамена и поступление в престижный ВУЗ, более быстрое продвижение по службе, победа в конкурсе). В этом случае информация попадет во 2 группу и запомниться гораздо надежнее.
4) Закон деятельности.
Если с информацией производятся какие-либо действия, она запоминается лучше. Можно что-нибудь посчитать, сравнить какие-то параметры друг с другом, вывести какие-то закономерности и т.д.
5)Закон понимания и осмысления.
Поняв и осмыслив то, что прочитали или изучили, вы очень поможете своей памяти.
6)Закон предыдущих знаний.
Замечено, что изучаемая информация взаимодействует с той, что уже хранится в нашей памяти. Происходит процесс сравнения, выделения общих признаков, установление ассоциативных связей. Поэтому чем больше у нас информации по какой-либо теме, тем легче усваиваются новые знания. Отсюда следует вывод: чтобы запоминать лучше, надо запоминать больше.
7)Закон настройки и установки.
На запоминание информации нужно настроиться. Решите, на какой период нужно запомнить информацию: год, день, месяц, всю жизнь. Перед изучением нового материала постарайтесь вспомнить то, что вам уже известно по данному вопросу.
8)Закон тормозов памяти.
Выделяют два процесса, тормозящих запоминание. Проактивное торможение: предыдущая запоминаемая информация ухудшает запоминание последующей. Ретроактивное торможение: последующая запоминаемая информация ухудшает запоминание предыдущей. Наличие этих процессов связано с тем, что в мозгу происходят процессы усвоения и размещения информации.
Поэтому:
- запоминать важную информацию лучше утром или вечером, т.к. в это время влияние этих процессов минимальное;
- нужно делать перерывы при запоминании;
- не изучайте однотипную информацию друг за другом (не стоит учить математику после запоминания исторических дат, так как оба эти предмета связаны с цифрами).
- после чтения и запоминания информации не занимайтесь сложной деятельностью, лучше погуляете. Мозгу нужно время, чтобы разместить полученную информацию по ячейкам памяти.
9) Закон временного слоя.
Информация хранится в памяти слоями, т.е. информация, изучаемая примерно в одно время, хранится рядом. Поэтому, если хотите что-нибудь вспомнить, постарайтесь припомнить то, что вы делали в этот день.
10) Закон тематического слоя.
Помимо временного слоя памяти различают еще и тематический. Т.е. информация по схожей тематике храниться в мозге рядом. Поэтому, пытаясь вспомнить нужную информацию, воспроизведите в памяти близкую по теме.
Основываясь на этих законах психологи разработали ряд методик и тренингов, позволяющих не только развить и укрепить память, но и научиться формировать в своей голове алгоритм быстрого поиска нужной информации. Со своей стороны могу порекомендовать тренинг "Записная книжка в голове" . Прохождение данного курса позволит: лучше запоминать информацию и быстрее ориентироваться в больших массивах информации; развить память, повысить скорость мышления и реакцию.
Он включает в себя 8 практических занятий по следующим темам: организация памяти (как из кучи информации в голове сделать аккуратную стопку); система опор (позволят запоминать и воспроизводить информацию в любом порядке); матрицы запоминания (технологии запоминания информации) и их применение в различных сферах деятельности и многое другое.
Отличительной особенностью этого тренинга является то, что материал подан в интересной игровой форме, здесь много тестов, упражнений, игр, шуток. В общем будет не только полезно, но еще и очень интересно.