Поведение ребенка

Поведение ребенка

Как и когда формируются черты, составляющие обаяние женщины,— пластика движений, милое кокетство, способность создавать уют, утешать, ласкать, сочувствовать? Когда формируются в мальчике черты мужчины — сила, энергия, воля, осознание себя сильным полом?

Мы часто читаем в книгах: «вчерашний неуклюжий подросток вдруг стал зрелым юношей» или «вчерашняя девочка за какой-нибудь год превратилась в стройную девушку». Внешний облик действительно может в переходном возрасте измениться довольно резко и быстро. Но формирование психологических особенностей мужчины и женщины начинается намного раньше. Жизнь исподволь, неспешно придает мальчику и девочке то своеобразие пола, которое потом, через годы властно повлечет их друг к другу.

Современные исследования позволяют довольно точно установить, когда начинается формирование стереотипов мужского и женского поведения: это происходит примерно тогда, когда от простых подражательных игр-действий с предметами ребенок переходит к сюжетным играм с другими детьми.

Если малыша двух — четырех лет больше привлекает новая игрушка в руках сверстника, чем игра с ним, а игры мальчиков и девочек в этом возрасте почти одинаковы, то с пяти-шести лет мальчики предпочитают играть с мальчиками, девочки — с девочками, а сами игры резко отличаются, как бы программируют предстоящие роли мужчины и женщины.

Большинство мальчиков любят подвижные, шумные, соревновательные игры, требующие активности, силы, ловкости, выносливости: они бегают, преодолевают препятствия, борются. В 5—7 лет происходит и «выбор» профессии. Они видят себя хоккеистами, пожарниками, летчиками, космонавтами.

Характерно, что во все времена игры мальчиков отражали события, происходящие в мире. Мальчики двадцатых — тридцатых годов самозабвенно играли в «красных» и «белых», в «Чапаева»; послевоенные дети «сражались» с фашистами, а позже превращали игровую площадку в космодром.

Девочки же в большинстве своем предпочитают игры в «дочки-матери», в «дом», в «школу». Им нравится расставлять игрушечную мебель, посуду, перебирать цветные лоскутки. У них есть и свои подвижные игры, не требующие силы и выносливости, но развивающие координацию движений, гибкость и грацию,— «классики», «прыгалки», различные игры с мячом.

Как видим, в тяготении к разным играм уже проявляется мужское и женское начало. И надо поддерживать у ребенка эту естественную дифференциацию.

Чем активнее мальчик участвует в играх, тем выше его престиж среди сверстников, тем легче происходит его социальная адаптация, то есть приспособление к коллективу, умение найти в нем свое место, вызвать интерес к себе. Мальчик, которого сверстники не принимали в свои игры, отвергали его, может формироваться замкнутым, подозрительным, неуверенным в себе. Если в последующем эти черты характера разовьются и упрочатся, можно заранее предсказать, что это очень осложнит развитие сексуальности, создаст трудности в предстоящей интимной жизни.

Признание в среде сверстников, одобрение со стороны подружек необходимо и девочке. У девочек тоже ценится умение участвовать в играх, но повышению престижа служат не столько подвижность и ловкость, сколько красота, в том числе красивая одежда и даже обладание красивой куклой.

Не пресекайте стремление девочки надеть что-то красивое; надо понять ее желание вынести, допустим, новую куклу во двор, показать подругам. И совсем неплохо, если мама уделит побольше внимания одежде дочери, ее прическе. Все это — те мелкие, незаметные штрихи, которые, формируя женственность, выльются со временем в столь необходимое молодой девушке ощущение своей привлекательности, женской значимости.

Расширяющиеся контакты со сверстниками не означают в дошкольном возрасте ослабления контакта с родителями. Наоборот, папа и мама, их взаимоотношения, роль каждого из них в семье становятся объектом пристального внимания, воспринимаются как модель предстоящего поведения.

Пятилетняя девочка, укачивая куклу, приговаривает: «Ну и хорошо, что папка от нас ушел... Не нужен нам папка-алкого-лик. Теперь нас никто бить не будет... И денежки сами заработаем...»

Не ясно ли, что родители преподали ей очень горький урок, посеяли в ее сознании семена пренебрежения к мужчине — мужу и отцу?

Дети гораздо наблюдательнее, чем нам кажется. Они составляют себе представление о взаимоотношениях родителей, о семейном лидере, о том, кого из взрослых можно не послушать, а кого — нельзя. От них практически не удается скрыть еще одну сторону супружеской жизни — интимную близость. Если это сумеют сделать в одной семье, то не сумеют в другой, и дети поделятся друг с другом своими открытиями. Однако в этом возрасте подобные сведения, как правило, не приобретают в сознании ребенка эротического характера.

© Ваш домашний доктор