Гипертония у ребенка

Гипертония у ребенка

Более тридцати лет назад крупные советские клиницисты Н. Осиновский и А.  Мясников высказали предположение, что истоки гипертонической болезни уходят в тот период, когда формируется характер человека, его высшая нервная деятельность, — то есть в период детства. Исследования последнего времени подтвердили, насколько они были правы. Сошлюсь на данные Института педиатрии, проводящего комплексное изучение артериальной гипертонии у детей в разных регионах страны — Москве, Средней Азии, в Закавказье, Сибири.

Оказалось, что у обследованных детей, живущих в больших городах, повышение артериального давления обнаруживается примерно с одинаковой частотой и составляет в среднем 6,8 процента. Как видите, цифра довольно высокая!

Сопоставим: среди взрослых людей в возрасте от 30 до 54 лет, гипертоническая болезнь выявлена у 23 процентов обследованных.

Когда же они заболели? Может быть, в детстве или юности? Это вполне вероятно, тем более если учесть, что среди семнадцатилетних артериальная гипертония регистрируется уже в два-три раза чаще, чем среди семилетних.

Повышение артериального давления, как известно, может долгое время не отражаться на самочувствии. Это особенно характерно для детей: у них гипертония поначалу или вовсе не проявляется, или проявляется так, что у родителей и мысли не возникает о том, что у ребенка повышено артериальное давление. Запестрят, например, вдруг в школьном дневнике тройки, и недавно прилежный ученик начинает уверять, что он учил, да забыл, или так устал, что не мог до конца приготовить уроки... А это чаще всего и родители, и педагоги объясняют ленью, разболтанностью и реагируют соответственно.

Бывает и так: ребенок время от времени начинает жаловаться на головную боль, головокружение или слабость, но стоит ему отдохнуть, побольше погулять на свежем воздухе, и такие явления проходят. Конечно, все это может быть случайным эпизодом, следствием переутомления или заболевания, временно ослабившего организм. Но может свидетельствовать о предрасположенности организма к гипертонической болезни.

И если это так, то с течением времени повышение артериального давления становится стойким, у ребенка периодически учащается сердцебиение, появляются неприятные ощущения в области сердца. Возможны даже гипертонические кризы с повышением артериального давления до 180/100 миллиметров ртутного столба, с головной болью, мельканием «мушек» перед глазами, тошнотой. Правда, у детей кризы протекают мягче, чем у взрослых, и, как правило, заканчиваются благополучно.

Однако, если не устранить факторы, способствующие повышению артериального давления, станет очень высоким риск раннего развития гипертонической болезни со всеми ее тяжелыми осложнениями.

Сказанного, думаю, достаточно, чтобы родители поняли, насколько важна профилактика сосудистых расстройств у детей.

Итак, какой ребенок может стать кандидатом в гипертоники? Что делать, чтобы он им не стал?

Наши исследования еще раз подтвердили, что существует наследственное предрасположение к гипертонической болезни, причем оно передается чаще по материнской линии. Означает ли это фатальную обреченность детей, у которых больны родители? Ни в коей мере! Но если мать или отец страдают гипертонической болезнью, внимание к ребенку должно быть повышенным, ибо на фоне врожденного предрасположения усиливается действие неблагоприятных факторов внешней среды.

Специалисты разных стран, изучавшие факторы риска сердечнососудистых расстройств в раннем возрасте, на одно из первых мест поставили гипокинезию.

Движение для ребенка больше, чем жизненная необходимость, это сама жизнь! Без движения не может быть нормального обмена веществ, нормального роста и развития, условий для тренировки важнейших функций, в том числе и механизмов, поддерживающих артериальное давление в пределах нормы. А ведь дети, особенно городские, сейчас двигаются в несколько раз меньше, чем двигались в детстве не только их бабушки и дедушки, но даже и родители. И в этом во многом виноваты мы, взрослые.

Как только ребенок подрастает, спешим научить его пользоваться лифтом, не возражаем, когда он подолгу сидит у телевизора, не любим отпускать его с друзьями в туристские или лыжные походы, но и сами с ним не ходим.

Убежден, что не случайно у сельских детей показатели артериального давления бывают повышенными гораздо реже, чем у городских: они больше двигаются, больше бывают на свежем воздухе, раньше приобщаются к физическому труду. А физический труд — это и необходимая растущему организму мышечная тренировка, и отличная разрядка после умственной работы.

Слов нет, умственная нагрузка ребенку тоже необходима, но в пределах, соответствующих его возрасту и индивидуальным данным. А если он постоянно будет испытывать перегрузки, постоянно бояться чего-то не успеть, с чем-то-не справиться, оказаться не на высоте предъявляемых к нему требований, то его нервная и сосудистая системы дадут сбой.

Тревожно, что у учеников специализированных школ, особенно математических, артериальная гипертония регистрируется гораздо чаще, чем у их сверстников, которые учатся в обычных школах. Но из этого не следует делать вывод, что я призываю отказаться от раннего выявления талантов, от дифференцированного обучения. Отнюдь. Я только не советую родителям стараться «устроить» в специализированную школу ребенка, не имеющего ни данных, ни горячего интереса к овладению, скажем, математикой или иностранным языком. Ведь такому ученику будет особенно тяжело учиться, он будет испытывать большие нервные перегрузки. А это отрицательно скажется на его здоровье.

Хотелось бы предостеречь родителей и от слишком раннего и медицински необоснованного привлечения детей к спорту, так как спортивные перегрузки в первую очередь бьют по сердечно-сосудистой системе.

М. Студеникин, академик АМН

© Ваш домашний доктор