Улучшаем память

Улучшаем память

Чтобы механизмы памяти всегда оставались гибкими и подвижными, их надо постоянно тренировать. Выделите для этого в общей сложности один час в день или хотя бы 20—25 минут. Учтите, что продуктивность запоминания меняется в течение дня. Память наиболее цепкая и острая между 8—12 часами. Затем продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время, примерно к 19 часам.

Понятно, что абсолютно все запомнить невозможно. Поэтому из потока информации необходимо выбирать наиболее существенную. Это прежде всего информация, которая помогает совершенствовать профессиональную деятельность, или сведения, связанные с миром увлечений, например, коллекционированием.

Решив для себя, какая именно информация необходима, четко сформулируйте познавательную цель. Например: «Хочу знать, в каком году было построено здание Большого театра» или «Кто является архитектором этой постройки? Какие еще здания ему принадлежат?».

Подобрав литературу, помогающую ответить на интересующие вопросы, определите, какой способ восприятия информации является для вас доминирующим. Для этого один небольшой отрывок текста прочитайте про себя. Другой прочитайте вслух, с выражением, с интонацией. Третий отрывок запишите на листке бумаги. Четвертый можно записать на диктофон, а затем прослушать. Проанализируйте, какой отрывок текста запомнился лучше всего. Прочитанный вслух? Значит, для вас наиболее предпочтителен именно такой способ восприятия информации, им вы сможете пользоваться всегда, когда надо что-то быстро запомнить. Но это не значит, что от других способов надо вовсе отказаться. Напротив, используйте по возможности все способы, варьируйте их, комбинируйте, и через некоторое время память станет более цепкой, надежной.

Очень важно при запоминании новой информации не просто «бросать» ее в кладовую памяти как придется, а стараться каждый раз мысленно сопоставлять новую информацию с уже хранящейся в вашей памяти и отвечать на вопросы, что вам уже было известно из этой области, каков «коэффициент полезности» данной информации. Благодаря такому упорядоченному запоминанию знания будут складываться в определенные системы, а это создаст оптимальные условия для их хранения и своевременного извлечения из запасников памяти.

Не стоит загружать память перечнем мелких каждодневных дел, особенно людям, выполняющим административные функции. Для этих целей лучше пользоваться ежедневником, записной книжкой, куда кратко записываются все предстоящие на деть, на неделю дела.

Людям неаккуратным, «разбросанным» часто приходится напрягать свою память, вспоминая, куда они положили ручку, очки, нужную папку... Растрачивать на это память по меньшей мере неразумно. У каждой вещи должно быть строго определенное место, чтобы не приходилось вспоминать, где что лежит.

Н. Корж, кандидат психологических наук

© Ваш домашний доктор