Ребенок левша

Ребенок левша

«Леворукость не просто привычка и уж ни в коем случае не дефект. Это индивидуальная особенность, с которой необходимо считаться»,— писал доктор медицинских наук А. Чуприков. Статья вызвала и до сих пор вызывает много откликов. И это неудивительно — ведь среди дошкольников и младших школьников до 8% леворуких! И чуть ли не в каждой семье, где ребенок берет карандаш, кисточку, ножницы в левую руку, возникают по этому поводу волнения и споры. Пробуют переучивать ребенка, а он нервничает, плачет. Советуются с воспитателями детского сада, с педагогами и не всегда получают однозначный ответ. «Есть ли единое мнение по поводу обучения леворуких? — спрашивают нас читатели. Есть ли какой-нибудь официальный документ, научная рекомендация?»

Педагоги, представители министерств здравоохранения единодушно признали необходимым «призвать родителей, медицинских работников, воспитателей и педагогов отказаться от всех форм переучивания леворуких детей». А незадолго до этого Министерство здравоохранения утвердило методические рекомендации «Выявление леворукости и психогигиена леворуких детей», разработанные сотрудниками кафедры психиатрии медицинского института и Научно-исследовательского института гигиены детей и подростков Минздрава. Это и есть официальный документ, и в нем четко указано, что насильственное переучивание леворукого ребенка может привести к развитию невротических расстройств вплоть до появления в некоторых случаях заикания, недержания мочи, обострения хронических заболеваний — нейродермита, бронхиальной астмы и других.

В раннем возрасте, до трех — пяти лет, когда происходит созревание двигательного анализатора, большинство детей действует обеими руками, предпочтение правой формируется позднее. И можно попытаться ускорить этот процесс, в раннем возрасте осторожно обучая ребенка держать игрушку, есть, водить карандашом по бумаге правой рукой. «Эти попытки должны протекать без какого-либо насилия, диктата, окриков»,— говорится в методических рекомендациях. И, если ребенок сопротивляется обучению, настаивать не надо.

Вопрос о «рукости» ребенка особенно остро встает перед поступлением в школу, причем иногда бывает неясно, какая рука у ребенка ведущая. В таких случаях при диспансерных осмотрах детей 5—6 лет будут выяснять, какой рукой ребенок (чаще всего или всегда) пишет буквы, рисует, бросает камень, режет ножницами, бьет молотком, держит зубную щетку, расчесывается, стирает ластиком написанное, держит ложку во время еды, раздает карточки, играя в лото и другие игры, складывает башню из кубиков, какая рука при аплодировании у него сверху. Каждому ответу соответствует определенное количество баллов, позволяющих не только выявить леворукость, но и определить в условных единицах, насколько она выражена.

При необходимости обследование дополняют несложными сенсомоторными пробами. Ребенку предлагается взять в руки свернутый в трубку лист бумаги и несколько раз посмотреть сквозь отверстие на предмет, находящийся на расстоянии 2—3 метров. Ведущим будет у него тот глаз, к которому он приставляет трубку. Далее — проба с часами: их кладут перед ребенком на стол и предлагают, не прикасаясь к ним руками, определить, идут ли они. Каким ухом он будет наклоняться к часам? Можно эту пробу провести иначе — проследить, к какому уху ребенок прикладывает трубку, когда говорит по телефону.

Еще проще две другие пробы: переплести пальцы рук. Какой из больших пальцев окажется сверху — правый или левый? Скрестить руки на груди — какое предплечье (но не кисть) окажется сверху?

У так называемых амбидекстров, то есть действующих то правой, то левой рукой, результаты проб позволяют в известной мере прогнозировать, станет ли правая рука со временем более предпочтительной и целесообразно ли создавать эту предпочтительность путем обучения.

Итак, вопрос о том, какой рукой должен писать ребенок, решает в каждом случае врач. Но дело не только в технике письма. Замечены некоторые особенности нервной системы леворуких детей, которые должны привлечь внимание и родителей, и воспитателей, и педагогов. Это повышенная эмоциональность, которая часто сочетается с ослаблением тормозных процессов и чрезмерной подвижностью. Таких детей рекомендуют вовлекать в подвижные игры, чаще давать им разнообразные поручения, требующие переключения внимания.

И дома, и в детском саду, и в школе очень важно поощрять старания такого ребенка, когда он рисует, лепит, пишет, работает левой рукой.

© Ваш домашний доктор