Слуховой нерв и его протезирование

Слуховой нерв и его протезирование

При неврите слухового нерва (нейросенсорная тугоухость) поражаются и рецепторные образования внутреннего уха, и волокна слухового нерва. У человека понижается слух, возникает шум в ушах. Среди наиболее частых причин возникновения тугоухости — острые инфекционные и вирусные заболевания, бесконтрольно принимаемые лекарственные препараты, такие, как антибиотики аминогликозидного ряда, некоторые мочегонные средства, например, фуросемид. Немаловажна роль производственного шума и вибрации, интоксикации свинцом, марганцем, ртутью, а также ушибов головы, акустической и родовой травм, переливания резус-несовместимой крови.

При внезапно возникшей потере слуха необходима экстренная госпитализация больного. Чем быстрее будет начато лечение, тем больше надежды на успех. Что касается хронического неврита слухового нерва, то, к сожалению, его лечение малоэффективно. На первое место в этом случае выдвигается проблема социальной реабилитации больных— своевременной коррекции нарушений слуха при помощи слуховых аппаратов.

До настоящего времени распространено ошибочное представление о томтчто длительное пользование аппаратом может ухудшить слух. Это не так. Именно адекватное и своевременное слухопротезирование в комплексе с занятиями с сурдопедагогом помогают больному с нейросенсорной тугоухостью быстрее адаптироваться к слуховому аппарату и жить полноценной жизнью в обществе.

Эффективность слухопротезирования, а соответственно и социальной реабилитации во многом зависит от своевременности выявления нарушений слуха. Особенно это важно у детей первых лет жизни, когда наиболее интенсивно идет развитие речи, формируются познавательные и эмоциональные навыки.

Если с ребенком не разговаривать, он впоследствии не сможет использовать даже потенциальные возможности своего остаточного слуха. В тех случаях, когда снижение слуха удается выявить до двухлетнего возраста (в период формирования речи) и подобрать соответствующий слуховой аппарат, то при упорных занятиях речь у ребенка, как правило, развивается и он может вступать в речевое общение с окружающими.

У детей в возрасте старше двух лет эффективность реабилитации резко снижается. Это в равной степени касается и больных, у которых слух снизился уже после развития речи. Своевременная диагностика и реабилитационные мероприятия и в этом случае дают оптимальный результат.

Очень важно как можно раньше выявить нарушение слуха. Наблюдательные родители не оставят без внимания ненормальные реакции ребенка на звуки, заметят любое нарушение в развитии его речи. Вероятность нарушений слуха особенно велика у детей, родители которых страдают нейро-сенсорной тугоухостью, у недоношенных, перенесших менингиты и энцефалиты, а также у тех, матери которых во время беременности болели краснухой.

Если при обычном осмотре таких детей обнаружено нарушение слуха, врач проводит детальное аудиологическое исследование и при необходимости ребенку подбирают слуховой аппарат.

Для определения эффективности слухопротезирования в настоящее время используются самые современные методики. Особый разговор — о больных с практически полной глухотой. Пока единственным способом реабилитации тех из них, у кого глухота наступила уже после формирования речи, является обучение считыванию с губ. В настоящее время ученые разрабатывают методы электродного протезирования, основанного на вживлении электродов во внутреннее ухо с последующей их электрической стимуляцией. Метод этот пока отрабатывается в лаборатории. Для его применения в широкой практике предстоит еще решить ряд принципиальных научных и технических вопросов.

Г. Таварткиладзе, кандидат медицинских наук

© Ваш домашний доктор