Годовалый ребенок

Годовалый ребенок

Прежде всего напомним о важности соблюдения режима дня. Это особенно необходимо детям раннего возраста, так как их нервная система еще очень неустойчива, легковозбудима. Неправильное чередование сна и бодрствования, избыток внешних раздражителей легко вызывают у малышей перевозбуждение: они капризничают, хуже едят и спят.

У некоторых детей примерно до года сохраняется потребность спать днем три раза, но чаще после 9—10 месяцев уложить ребенка трижды в день уже не удается, да и не нужно.

В распорядке дня остаются два обязательных сна по полтора-два часа. Выспавшись и хорошо отдохнув, ребенок активно бодрствует, играет.

Прогулки ему по-прежнему необходимы, и в теплое время года он может быть на воздухе практически целый день. Зимой длительность каждой прогулки — час-полтора, в зависимости от погоды; закаленные малыши могут гулять и при минус 15 градусах, но не ниже.

Режим питания предусматривает не только соблюдение определенных интервалов между кормлениями, но и правильное распределение продуктов в течение дня. До года ребенка кормят пять раз в день, после года четыре раза. Рано утром, до завтрака, или вечером, перед сном, можно дать выпить стакан молока или кефира. К полутора годам малыш обычно сам отказывается от такого дополнительного кормления.

Блюда, богатые белком (мясо, рыбу, яйца), лучше давать детям в первой половине дня, так как животные белки и экстрактивные вещества возбуждающе действуют на нервную систему и после плотного мясного ужина ребенок будет хуже спать ночью.

На ужин лучше дать кашу (манную, овсяную, гречневую, рисовую), крупяную или творожную запеканку, овощное пюре и молоко или кефир.

Мясные блюда сочетайте с картофельным пюре, тушеной морковью, свеклой, цветной капустой, добавляя и сырые овощи — кусочек огурца, помидора, салат из белокочанной капусты, морковь тертую или целиком, зелень — укроп, петрушку, кинзу.

Супы можно делать на мясном, рыбном бульоне, с крупами, с овощами (протертыми и нарезанными кусочками), молочные с вермишелью, лапшой, рисом. Зимой используйте овощные консервы для детского питания, но желательно чередовать их со свежими овощами. Из сладостей можно давать на полдник печенье, вафли, зефир, пастилу (одна штука).

Старайтесь, чтобы ребенок во время еды не отвлекался, не забавляйте его играми, сказками.

Продолжительность завтрака и ужина — примерно 15—20 минут, а с обедом ребенок должен управиться минут за 20—25. И не перекармливайте малыша!

Чая, компота, киселя во время одного кормления ребенок может выпить не более 100—150 граммов (примерно половина стакана), супа съесть столько же, мяса или рыбы — 50—60 граммов, гарнира — около 100 граммов, хлеба — кусочек белого и обязательно кусочек черного.

Первые шаги

Возраст ребенка приближается к году, и постепенно вертикальное положение становится для него преобладающим. Он начинает все увереннее и увереннее переступать, сначала держась за что-нибудь одной рукой, а потом и вовсе без опоры. Происходит это чаще всего после года, с колебаниями в пределах полутора-двух месяцев в ту или другую сторону.

Первоначальные навыки ходьбы обычно непрочны — стоит ребенку заболеть, как он теряет приобретенное умение и потом овладевает им почти заново.

Нет необходимости специально учить ребенка ходить: он делает свои первые шаги в силу внутренних побуждений и только тогда, когда весь его мышечныйаппарат достаточно подготовлен для этого.

Стоит ли пользоваться «ходунками», «вожжами» и другими приспособлениями? Конечно, они оберегают малыша от падений и ушибов, но при этом его собственная инициатива ограничивается и он становится менее самостоятельным.

Многие родители опасаются, что, если ребенок начинает рано ходить, у него могут искривиться ножки. Бояться этого не надо — деформация костей происходит только у детей, страдающих тяжелой формой рахита, и независимо от того, ходят они или нет.

Первые слова

К году ребенок обычно уже сам произносит несколько простых слов и понимает многое из того, о чем говорят с ним взрослые. Развитие речи происходит только в процессе общения со взрослыми: замечено, что звуки родительского голоса могут успокоить плачущего малыша, что уже в первые месяцы жизни он воспринимает интонации взрослого, реагирует на них. Прислушиваясь к сочетаниям звуков, многократно воспроизводя их в своем, казалось бы, бессмысленном, а в действительности очень нужном гулении и лепете,
ребенок тренирует органы артикуляции, овладевает искусством речи.

После года ребенок уже способен на диалоги со взрослым. Во время купания, еды, прогулки обращайтесь к нему с простыми вопросами, предлагайте назвать некоторые игрушки, предметы, учите просить то, что ему хочется, не жестами, а словами. Он должен знать слово «нельзя»: пусть оно звучит внушительно, предостерегающе. И вообще чем богаче, выразительнее речь взрослых, тем большее влияние оказывает она на развитие ребенка.

Малыш, овладевающий все новыми и новыми знаниями и умениями, приносит много радости. Но удержитесь от шумных восторгов!

Воспитывая ребенка, избегайте постоянной, навязчивой опеки. Она препятствует развитию активности и самостоятельности ребенка. Подавляет волевые усилия и лишает его тех радостных ощущений, которые дает преодоление трудностей.

© Ваш домашний доктор