Восстановление речи

Восстановление речи

Невропатолог обычно сообщает родственникам, какая форма расстройства речи у больного — сенсорная или моторная афазия.

И в том и в другом случае, как правило, нарушаются навыки письма и чтения, а понимание речи через год после инсульта в большинстве случаев частично восстанавливается в результате ежедневного общения больного с окружающими, восприятия на слух радио- и телепередач.

У больных, которые не говорят, следует регулярно тренировать слуховое внимание, устную речь, чтение и письмо. Для таких тренировок можно использовать лото для детей младшего школьного возраста или букварь. Медленно, четко произнося слова, попросите больного показывать сначала по одному предмету, а через некоторое время по два и, наконец, по три. Например: «Покажи вилку; покажи тарелку и хлеб; покажи чашку, сковороду, нож». За один раз ему предлагают показать не более 10—15 предметов, делая небольшую паузу после каждой просьбы. Например: «Покажи то, чем режут (пауза), покажи то, из чего пьют (пауза), покажи яблоко (пауза), покажи морковь...»

Больные обычно лучше понимают задания, когда речь идет о названиях предметов, чем о действиях. Поэтому во время занятий приходится настойчиво повторять, какие действия совершаются с предметами: «Застегни..., положи на..., положи перед стаканом, в стакан, за стаканом, около стакана».

Если больной неточно сделал то, о чем его просили, подскажите ему, о каких действиях шла речь.

Страдающие сенсорной афазией с трудом различают близкие по звучанию слова. Для них следует сделать схематические рисунки и подписать их: «дом», «том», «бочка», «почка», «дачка», «тачка», «трава», «дрова». Попросите больного показать тот или иной рисунок или подпись.

По ходу занятия больному предлагают выписывать из книги или газеты слова, начинающиеся на сходно звучащие буквы, на «б» и «п», на «д» и «т» и т. д. Так постепенно тренируется восприятие звуков речи.

Страдающие нарушением речи, даже незначительно выраженным, испытывают трудности, если около них одновременно говорят два или три человека; больные не в состоянии понять, их. Надо помнить об этом, проявлять такт, говорить медленно и не всем сразу.

При моторной афазии понимание речи тренируется во время произнесения слов. Чем лучше больной научится их произносить, тем лучше начинает понимать речь окружающих.

Если он не в состоянии повторить отдельные слова, следует видоизменить занятия: пусть больной произносит вместе с обучающим, смотря на его губы, названия чисел от одного до десяти, названия дней недели, месяцев. В течение одного занятия эти названия повторяют не более 5—6 раз! Попробуйте петь вместе песни, которые больной знает. При этом он
также должен смотреть на губы поющего.

Как только больной начнет правильно выговаривать слова, попросите его повторять простые, обиходные предложения: «закрой дверь», «дай носовой платок», «принеси стакан воды».

Желательно показать ему сюжетные рисунки, картинки из книг для детей, юмористических журналов. Обучающий в тетради четким почерком простыми предложениями описывает сюжет картинки. Больной сначала должен несколько раз услышать то или иное предложение, прочитать в тетради четко написанные подписи к картинке (например: «На улице холодно. Листья падают с деревьев. Дети идут в школу»).

Если больной с трудом читает эти предложения, можно сделать так: пусть он читает каждое слово вслух, закрывает написанное листом бумаги, а затем записывает его по памяти. После чего вновь читает и исправляет допущенные ошибки. Раз от раза списывание и произнесение становятся более точными. Одновременно улучшается понимание речи, чтение и письмо под диктовку.

Можно помочь больному вспомнить необходимые слова, подсказывая ему эпитеты. Например: «демисезонное (пальто); я мою руки туалетным (мылом)». Так, пересказывая слово за словом, помогайте больному составить к его картинкам предложение.

В более тяжелых случаях приходится показывать артикуляцию отдельных звуков: а, о, у, м, п и других. Из них затем составляют простейшие слова. А со временем осваивают более сложные и из них уже строят вместе с больным отдельные фразы.

Если у человека полностью нарушена способность писать, ему предлагают воспроизвести лишь часто употребляемые слова (дом, суп, чай, рука, каша, очки, окно), имена близких людей. Он должен видеть каждое из этих слов написанным, а затем сложить их из букв разрезной азбуки. Со временем он научится складывать более сложные слова.

Что делать, если больной неправильно произносит окончания существительных и глаголов, пропускает или заменяет предлоги? Поставьте ему наводящие вопросы, например; «Кто пишет письмо? (Сын). Что сын пишет? (Письмо). Кому он пишет письмо? (Отцу). О чем он пишет письмо? (О своих делах)».

Строить предложения больным помогает нарисованная в тетради схема, хорошо известная всем со школьных лет: подлежащее+сказуемое+дополнение.

Побуждайте больного заниматься самостоятельно. Дайте ему 5—6 упражнений на заполнение пропущенных букв и слов. Например: «Дети идут... школу. Дерево стоит около... Птица... из клетки. Дети возвращаются из лес...»

Восстановлению устной речи способствует чтение вслух небольших (6—12 строчек) рассказов. Их больной может пересказать сначала с помощью наводящих вопросов, а позже самостоятельно.

Чем лучше он говорит, тем сложнее должен быть текст для чтения и пересказа.

Относительно хорошо говорящие могут писать сочинения по сложным рисункам, репродукциям картин, пересказывать содержание телепередач, статей из журналов, затем с помощью родственников исправлять свои ошибки.

Телепередачи больному рекомендуется смотреть не более двух часов в день. Лучше выбирать те, что вызывают положительные эмоции — художественные фильмы, передачи про животных, а любителям спорта — репортажи со спортивных соревнований. Больной невольно их комментирует, и это, несомненно, приносит пользу.

Занятия с больным требуют терпения и такта. Не исправляйте сразу все его ошибки, а лишь часть (из 10—3 или 4). Одобрите, похвалите за самые малые успехи.

М. Бурлакова, кандидат педагогических наук

© Ваш домашний доктор