Какие рекомендации Вы можете дать по результатам моего обследования?

Какие рекомендации Вы можете дать по результатам моего обследования?

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ

Учитывая общность психологического консультирования и беседы по результатам психодиагностического обследования, можно выделить следующие желательные особенности рекомендаций.

  • – Рекомендации не должны носить характера директивы, а скорее предлагаться психологом как один из возможных вариантов поведения испытуемого/клиента.
  • – Рекомендации следует обсуждать в диалоге с испытуемым.
  • – Уместность рекомендации зависит от мотивации испытуемого, от его заинтересованности в результатах обследования и стремления к самоизменению.
  • – Уместность рекомендации возрастает, если психолог располагает информацией, которая неизвестна или не приходит в голову испытуемому.
  • – Если испытуемый ориентирован на получение рекомендаций, то желательно предоставить ему рекомендации, даже если психолог расценивает готовность клиента к их выполнению как низкую, с целью избежать выраженного разочарования и негативной оценки психодиагностического обследования в целом; в подобных случаях рекомендации следует формулировать в как можно более общем виде.
  • – Если есть такая возможность, беседу следует завершить, сообщив о том, что испытуемый может при желании вновь обратиться к психологу для повторного обсуждения результатов, частичного или полного повторения обследования или за психологической помощью. Эта возможность нередко оказывается востребованной.

Эффективность психодиагностических процедур, сопоставимая по эффективности с психотерапевтическим воздействием, в последнее время считается важным аспектом диагностики и оценки. Показано, что обратная связь по результатам тестирования является более эффективной (уменьшение симптоматики дистресса, увеличение самооценки), чем сессия поддерживающей психотерапии такой же продолжительности, причем позитивный эффект сохранялся в течение двухнедельного срока (Finn, Tonsager, 1992). Выделяются следующие виды позитивных эффектов, которые оказывает беседа по результатам диагностики (Finn, Butcher, 1991)

Уменьшение одиночества и чувства изолированности

Улучшение понимания себя

Увеличение мотивации к получению психологической помощи и к более активному участию в психотерапии, если она уже проводится.

По данным Т.В.Барласа, по результатам проведения психодиагностического обследования с последующей беседой отмечается ряд положительных эффектов (по данным катамнеза, от 4 месяцев до двух лет после проведения обследования)

1. Выраженные изменения к лучшему жизненной ситуации. Случаи, когда причинная связь между обследованием и происшедшими изменениями очевидна, достаточно редки. Однако происшедшие в результате психодиагностического обследования изменения могут быть столь разительны, что могут оцениваться как «самая удачная и элегантная психотерапия, которую я когда-либо совершал» (Corsini, 1984). Приведенный им пример удивителен еще и тем, что заключение психолога по результатам тестирования состояло всего из одной фразы (о высоком IQ), которая изменила жизнь человека. Интерпретация испытуемым (заключенным в тюрьме) этой фразы «вызвала полнейшее изменение в представлении о себе и привела к изменениям в поведении и в его чувствах относительно себя самого и окружающих».

Достаточно часто в катамнезе после психодиагностического обследования встречаются упоминания явных изменений к лучшему жизненной ситуации – уменьшение конфликтов в семье, улучшение межличностных отношений, служебные успехи и пр. – однако достаточных оснований для того, чтобы считать эти изменения следствием проделанной совместно с психологом работы как правило нет, хотя и исключать такую возможность не стоит.

  • 2. Принятие решений на основе результатов психодиагностического обследования. Гораздо чаще, чем принятие новых решений на основе полученной при психодиагностическом обследовании информации и ее обсуждения с психологом, результатом проведенной работы является укрепление уверенности в решении, фактически принятом еще до обследования, но в котором клиент сомневался, или выбор из нескольких вариантов решения.
  • 3. Повышение самооценки (словами испытуемых, «укрепление веры в себя», «повышение уверенности в себе») отмечается большинством испытуемых в качестве результата психодиагностического обследования и является по нашим данным наиболее выраженным эффектом обследования.

Основными факторами, определяющими эффективность психодиагностического обследования, причем в некоторых случаях большую, являются:

  • – Самоанализ, который происходит в процессе ответов на вопросы психодиагностического обследования и дает возможность задуматься над темами и проблемами, над которыми клиент раньше не думал, получить ценную информацию даже без обсуждения результатов
  • – Наглядность информации, получаемая в результате психодиагностического обследования, ее представление в виде чисел, графиков и пр., возможность сравнить свои результаты со статистической нормой.
  • – Объективность тестов: их результаты часто воспринимаются испытуемыми как более значимая и достоверная информация, чем слова психолога.

Сообщение результатов диагностического обследования клиенту

Психодиагностика как практическая деятельность

Психодиагностикакак отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, атакже выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.

Психодиагностика

Практическая

Образование. Цель – оптимизация обучения, развития и воспитания ребенка:

Определение психологической готовности к школьному обучению

Определение причин неуспеваемости

Дифференциация обучения (по разным классам)

Оказание помощи в выборе профессии

Обеспечение индивидуального подхода к ребенку

Профориентация. Цель – оказание помощи в выборе профессии.

Медицина. При психических нарушениях, заболеваниях. Проведение дифференциальной диагностики: данные обследования используются врачом для постановки медицинского диагноза.

Консультативная и психотерапевтическая работа:

Определение причин затруднений у клиента Определение наиболее соответствующих индивидуальности клиента способов оказания помощи

Судебная практика. Судебно-психологическая экспертиза.

Теоретическая

– разработка и опробация диагностических методик

– разработка принципов, требований, которым должны удовлетворять методики

– разработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации данных.

– разработка правил постановки психологического диагноза

Отличие научно-исследовательской психодиагностики и практической:

задача первой–установить определенные закономерности психического развития, а второй –ответить на конкретный вопрос, выявить причину конкретного психического явления. При этом диагностика причин –не самоцель, она всегда подчинена главной задаче–разработке рекомендаций по развитию тех или иных способностей человека, преодолению трудностей и нарушений в развитии.

В основе практической психодиагностики – целостное изучение личности в ее взаимодействии с окружающей средой.

Психодиагностическое обследование

Психодиагностическое обследование –это деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз.

Этапы психодиагностического обследования:

-Различение клиента и заказчика.

-Формулирование цели обследования. Сложности формулирования у заказчика.

-Организация и стандартизация условий: помещение, столы, ручки, размножение бланков, время, равные условия для нескольких групп.

-Отсутствие шумов, музыки, посторонних.

-Хранение результатов. Подбор методик. Обработка результатов.

2.Установление контакта и мотивация испытуемых.

-Атмосфера дружелюбия и делового подхода, создание у испытуемого серьезного и ответственного отношения к работе. Держаться естественно и непринужденно, отвечать на все вопросы, не впадать в менторский тон и не превращать дружелюбие в панибратство.

-Мотивация может быть разной, основная цель –заинтересовать испытуемых тестированием. Гарантия конфиденциальности при необходимости.

-Максимально полная инструкция. Отсекать лишние вопросы («спросите потом»).

-Требование к личностно-профессиональным качествам психодиагноста: умение располагать к себе людей, вызывать у них доверие и добиваться искренности вответах.

3.Сбор данных в соответствии с задачей исследования (собственно обследование).

4.Обработка, интерпретация и анализ данных. Диагноз и прогноз. Рекомендации.

5.Представление результата. Форма представления в соответствии с задачей исследования (заключение, отчет).

При планировании психодиагностического обследования необходимо ответить на ряд вопросов:

1. Для чего нужно проводить обследование (что может дать это обследование).

2. Какое знание должно быть получено в результате проведенного обследования, глубина этого знания.

3. Как нужно диагностировать. Это вопрос о выборе средств и методов диагностики. Ответ на этот вопрос связан с факторами, определяющими включение методик в программу обследования.

Факторы, определяющие включение методик в программу обследования:

1. Направленность методики на диагностику именно тех особенностей, в изучении которых заинтересован диагност (предмет диагностики).

2. Качество психометрических показателей: валидности и надежности.

3. Пригодность методики для работы с конкретным контингентом и в конкретных условиях.

4. Трудоемкость в плане затрат на подготовку, проведение, обработку,интерпретацию результатов.

5. Уровень квалификации исследователя и вспомогательного персонала.

Психологический диагноз

Психологический диагноз –конечный результат деятельностидиагноста, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Важнейшим элементомпсихологического диагноза является необходимость выяснения в каждомотдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Л.С. Выготский выделял три уровня диагноза:

1. Диагноз симптоматический (эмпирический). Ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, наосновании которых делаются практические выводы, исследователь лишен возможностиуказать на их причины и место в структуре личности. Л.С.Выготский отмечает,что такой диагноз не является собственно научным, ибо установлениесимптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.

2. Этиологический диагноз. Учитывает наличие не только определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

3. Типологический диагноз. Он заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности с учетом ее сложной структуры.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом.

Развернутый психологический диагноз предполагает:

1) изучение общего уровня психического развития человека;

2) исследование сбалансированности личностной структуры, а такжепреобладание в ней тех или иных психологических особенностей;

3) выявление осознаваемых или неосознаваемых психологическихпроблем;

4) выяснение субъективного отношения личности к переживаемымпроблемам;

5) оценку общего адаптационного потенциала, на который могла быопереться позитивная психологическая коррекция или психотерапия.

Сообщение результатов диагностического обследования клиенту

Психолог должен подготовить клиента к восприятию психодиагностической информации, установив с ним контакт и уточнив задачу взаимодействия.

Одним из главных моментов передачи психодиагностической информации

является ее безоценочность. Для этого психолог проводит предварительную беседу с клиентом, в ходе которой он старается показать емуразличие задачи социальной или этической и задачи психологической, которую решает психодиагност.

Основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу психологической информации:

-сообщать информацию, а не оценивать ее;

-сообщать в адекватной форме, получать обратную связь о степениее понимания клиентом.

Этические принципы интерпретации результатов теста:

-не формируйте ненужных ожиданий;

-говорите с человеком на его языке;

-не утверждайте того, в чем не уверены;

-говорите только так, чтобы вас поняли однозначно; не оставляйте клиенту поводов для неправильного домысливания.

Психологическое заключение

Письменное (или устное) заключение является конечным этапом психодиагностики.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 973 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Сообщение результатов обследования

Читайте также:

  1. III. Конфиденциальность результатов.
  2. V3: Функциональная структура психодиагностического обследования
  3. V3: Этапы психодиагностического обследования
  4. V3: Этапы психодиагностического обследования
  5. Анализ и интерпретация результатов психодиагностики (диагностика познавательной деятельности)
  6. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  7. Анализ полученных результатов
  8. Анализ протокола и оценка результатов проверки показаний на месте
  9. Анализ протокола и оценка результатов следственного эксперимента
  10. Анализ результатов
  11. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
  12. Анализ результатов.

Конфиденциальность

Основной вопрос ставится так: кто будет иметь доступ к диагностическим результатам? Каждый индивид имеет право ознакомления с результатами своего обследования. Он также должен иметь возможность комментировать содержание своего ответа. В случае необходимости разъяснять и исправлять фактическую информацию.

Другой вопрос: сообщать ли родителям результаты обследования их детей? Родители имеют законное право на получение информации о своем ребенке. В некоторых случаях школьная неуспеваемость обуславливается особенностями взаимоотношений между ребенком и родителями. В подобных случаях, чтобы понять причины полученных результатов, важно установить контакт психолога с родителями. Если обследование проводится в учреждении, например, в школе, суде, при оформлении на работу, человек должен быть проинформирован о целях обследования, об использовании его результатов и о том, какова будет доступность других лиц к ним. Если результаты запрашиваются посторонними лицами (будущий наниматель), требуется согласие индивида на передачу данных. Результаты обследования могут быть полезными как для консультирования самого индивида, так и для исследуемых целей. Это предполагает сохранение этих результатов в течение длительного времени, чтобы исключить их неправильное применение необходимо, чтобы доступ к ним находился под чрезвычайно строгим контролем.

Речь идет о том, как сообщать эти результаты. Как правило, психологическая информация не может быть сообщена в ее первоначальном виде, ее нужно сопровождать объяснениями. Например. Для сообщения родителям тестовых оценок их детей рекомендуется устроить общее собрание, на котором психолог должен объяснить цель и характер выводов, которые целесообразно сделать на основе полученных результатов. Также нужно указать границы использования данных. Затем можно раздать родителям письменные сведения о их детях. Согласие одного из родителей на конкретном примере дать объяснения. Тестовые данные следует сообщать не в числовом, а в уровне выполнения значения. Если результаты сообщаются учителям, школьной администрации или другим лицам, необходимо следовать указанным правилам. Сообщение об уровне выполнения и качестве описания предпочтительнее предоставлять в специфических числовых данных.

При сообщении результатов обследования необходимо учитывать особенности того человека, которому передается информация. Учесть его образовательный уровень, его знания в области психологии и тестологии, а также его возможную эмоциональную реакцию на информацию. Например, эмоциональные конфликты родителей или учителей с ребенком могут препятствовать объективному восприятию информации о ребенке.

Сообщение информации самому обследуемому. Необходимы меры предосторожности против неправильной интерпретации. Однако особенно важна эмоциональная реакция индивида на информацию. Если эта информация может вызвать у человека беспокойство, то необходимо предусмотреть возможность его индивидуальной консультации. Может быть и так, что способный человек приучиться к лени и безынициативности, станет непослушным, если обнаружит, что по своим способностям намного превосходит своих сверстников.

Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 748 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Тема 5.2 Разработка рекомендаций по результатам психолого-педагогического исследования

Для того чтобы экспериментальное, прикладное психолого-педагогическое исследование было полностью завершено, недостаточно сделать научные выводы. Необходимо также, чтобы на основе этих выводов были сформулированы и по возможности внедрены в жизнь практические психолого-педагогические рекомендации. Внедрение, в свою очередь, предполагает выработку соответствующей программы и ее последующую реализацию. Однако прежде, чем приступать к разработке программы внедрения полученных результатов в практику, желательно соотнести эти результаты с реальной педагогической ситуацией.

Такая необходимость возникает несмотря на то, что проведенный психолого-педагогический эксперимент с самого начала исходил из проблемы, связанной с жизнью, и был нацелен на ее решение. Практика проведения экспериментальных исследований показывает, что в их итоге чаще всего получаются результаты, не полностью совпадающие с запланированными, и, следовательно, по окончании эксперимента вновь возникает необходимость их соотнесения с жизнью. Кроме того, процесс выделения научной проблемы и исследования ее отличается от внедрения полученных результатов в практику. Дело в том, что, выбирая проблему для прикладного экспериментирования, исследователь обычно отвлекается от многих вопросов или не обращает на них должного внимания. Однако эти второстепенные для судьбы исследования вопросы могут быть первостепенными для внедрения выводов и рекомендаций этого исследования в жизнь.

Например, экспериментально изучая эффективность новой учебной программы, временно можно не обращать внимание на то, каким образом она согласуется с программами других учебных курсов по содержанию, можно ли будет в учебном цикле найти на ее реализацию столько времени, сколько потребуется, соответствуют ли знания, получаемые учащимися в рамках этой программы, тем, которые они приобретают по другим учебным предметам. Скажем, экспериментальная школьная программа по психологии требует от учащихся хотя бы элементарных знаний из области анатомии и физиологии центральной нервной системы человека, а также из области антропологии, и эти знания учащиеся должны получить до начала или вместе с изучением психологии.

Все эти и другие подобные вопросы неизбежно возникают тогда, когда от экспериментатора требуется переход от теории к практике, от экспериментальных выводов к практическим рекомендациям и их внедрению в реальную педагогическую действительность. Следовательно, необходим внимательный анализ жизненной психолого-педагогической ситуации в связи и под углом зрения полученных экспериментальных данных.

Этот анализ предполагает выяснение следующих вопросов:

С какими конкретными проблемами педагогической практики связаны полученные экспериментальные данные?

Что можно положительно изменить в этой практике, исходя из результатов проведенного эксперимента?

Как лучше это сделать с минимальными материальными и моральными затратами и с максимальной пользой для жизни?

В какой последовательности целесообразно внедрять полученные результаты в жизнь?

Как проконтролировать и оценить возможный эффект от внедрения?

По каким критериям можно будет определить, что процесс внедрения успешно завершился?

Рассмотрим каждый из этих вопросов более подробно.

Поиск ответа на первый вопрос предполагает анализ полученных в эксперименте результатов с точки зрения потребностей педагогической практики. Допустим, что эксперимент обнаружил следующее: вновь предлагаемая и экспериментально проверенная методика обучения математике при одной и той же учебной программе дает лучшие результаты, чем старая методика. В этом случае, сравнивая новую методику обучения со старой, мы обнаруживаем, что последнюю целесообразно изменить в соответствии с полученными экспериментальными данными.

Ответ на второй вопрос представляет собой конкретизацию первого вопроса. Однако в этом случае с педагогической практикой соотносится каждый конкретный вывод, сделанный в результате проведенного эксперимента. Воспользуемся для иллюстрации сказанного тем же примером.

Предположим, что выводы, касающиеся нового метода обучения, следующие: 1. Активизация собственной познавательной деятельности учащихся на занятиях способствует повышению качества обучения. 2. Комплексное воздействие учебной информации на зрительный и слуховой анализаторы ведет к ее лучшему усвоению учащимися. 3. Повышение мотивации учения за счет подключения новых потребностей и интересов учащихся, удовлетворяемых за счет знаний и умений, раскрывающих для учащихся дополнительную жизненную ценность учения, также повышает его качество.

Соотнося первый вывод с традиционной методикой обучения, мы можем обнаружить, что эта методика не активизирует учащихся, поэтому целесообразно рекомендовать внедрение в практику экспериментально проверенных приемов активизации познавательной деятельности. Сравнивая реальную жизнь со вторым выводом эксперимента, мы могли бы прийти к заключению о том, что в условиях применения традиционной методики обучения основная нагрузка падает главным образом на слуховой анализатор. Констатация этого факта должна была бы далее привести нас к выводу о том, что в практическую методику обучения необходимо внедрять экспериментально проверенные приемы, связанные с более активным использованием в учебных целях зрительного анализатора.

Наконец, изучая сложившуюся методику обучения с позиций третьего вывода из эксперимента, можно было бы решить, что мотивация учения действительно требует усиления, и рекомендовать для этого как можно шире и разнообразнее представлять учащимся возможные выгоды, которые они получат в жизни, усвоив соответствующие знания и приобретя те или иные умения в процессе обучения.

Третий вопрос относится к непосредственному переходу от теории к практике. Нередко обнаруживается, что материальные и моральные затраты, понесенные в связи с внедрением экспериментальных результатов в практику, выше, чем действительная выгода от них. Поэтому, прежде чем что-то изменить в практике, необходимо тщательно проанализировать и точно посчитать, с одной стороны, те выгоды, которые можно будет получить в итоге внедрения, а с другой стороны — затраты, связанные с таким внедрением. И только в том случае, если ожидаемые выгоды окажутся больше ожидаемых потерь, можно будет принимать положительное решение о внедрении и приступать к нему. Методика подобных расчетов еще, к сожалению, не разработана в деталях, но основное, что в ней должно приниматься во внимание, известно. Это — следующее:

дополнительные материальные затраты, необходимые для того, чтобы от старого перейти к новому;

время, необходимое для этого;

количество людей и конкретные исполнители;

реальные материальные выгоды от внедрения нового;

ориентировочные сроки получения полноценного положительного результата.

Если ответы на все эти вопросы окажутся удовлетворительными, то только тогда можно будет уверенно и безоговорочно приступать к внедрению экспериментальных результатов в практику. Такое, к сожалению, бывает далеко не всегда, и именно по этой причине многие до сих пор проведенные экспериментальные психолого-педагогические исследования остаются лежать на полках библиотек.

Немаловажен и четвертый вопрос — о целесообразной последовательности внедрения в практику полученных экспериментальных данных. Нельзя начинать внедрение нового с того, что требует предварительной подготовки. Например, неразумно начинать внедрение нового метода обучения до того момента, пока учителя и учащиеся не будут подготовлены к переходу к данному методу. Процесс внедрения должен свести к минимуму разного рода непродуктивные затраты.

То, что вводится в практику раньше, должно готовить почву для того, что должно последовать за ним, а то, что следует, должно в полной мере опираться на уже достигнутое.

Первыми должны предприниматься шаги, способные сразу же дать очевидный эффект и не требующие для своей реализации слишком больших материальных и моральных затрат. В последнюю очередь обычно делается то, что наиболее сложно и трудоемко и для чего необходима большая предварительная подготовительная работа.

После того как установлена основная последовательность шагов, вновь можно вернуться к решению вопроса о том, как свести.

Топ-5 ошибок психолога при составлении заключения

Овладение таким важным для практического психолога навыком, как составление заключения, безусловно, сыграет в плюс как в построении репутации, в расширении применения своих психологических знаний, а в глазах коллег сделает Вас более компетентным и уверенным в своих силах. Умение интегрировать в психологическое заключение информацию, полученную в беседе с клиентом, и результаты использования методик и тестов позволяет судить о психологе как о профессионале своего дела. Хотя может случиться и наоборот, когда специалист малосведущий в составлении психологического портрета берется за это дело, и пишет заключение, однако допускает такие грубые ошибки, что составление такого документа ведет к потере репутации.

Под психологическим заключением в данной статье подразумевается – краткая психологическая характеристика состояния развития обследуемого на период обследования на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического исследования.

Мой опыт производства судебно-психологических экспертиз позволил мне ознакомится со множеством заключений, которые давали психологи и из-за которых возбуждались уголовные дела в том числе.

Итак, какие же основные ошибки, допускает психолог при составлении заключения.

1. Использование сугубо профессиональной лексики.

Лексика, как указывает нам википедия, это словарный состав языка. Именно с помощью лексики мы именуем и передаем знания о каких-либо объектах и явлениях. С помощью лексики мы показываем к какому профессиональному сообществу мы принадлежим.

И многие уверены, что чем больше заключение содержит психологических терминов, тем заключение выглядит весомее и профессиональнее. На самом деле, это совсем не так. В лучшем случае заключение прочтут, ничего из него не поймут, и больше к Вам не обратятся. В худшем случае, идя по такому пути, Вы прямо напрашиваетесь, чтобы Вас вызвали для допроса (если заключение было для судебно-следственных органов), для того, чтобы Вы разъяснили, что же такое Вы написали.

Если бы Вы представляли случай из практики на конференции, симпозиуме или в кругу коллег – пожалуйста, тут нет никаких ограничений, Вы в своем сообществе. Или же Вы психолог, который работает в медицинском учреждении и с результатами Вашего исследования будут знакомиться лечащий врач, психиатр, а само заключение будет находится в истории болезни, которая хранится в медицинском учреждении. Однако это неуместно при составлении заключения, когда его будет читать человек в целом далекий от психологии.

Приведу несколько примеров.

«При психодиагностическом обследовании М., 1998 г.р. установлены шизоидная и эпилептоидные акцентуации характера…»

«В ходе экспериментально-психологического обследования Ф.П. был выявлен экзогенно-органический патосимптомокомплекс, что включает лёгкое ослабление продуктивности когнитивной деятельности, нарушения эмоционально-волевой (включая дисфории, склонность к аффективным взрывам, лабильность эмоциональных откликов), снижение продуктивности мотивационно-потребностной сфер (обеднение ее разнообразия)…»

«…Симптоматическая картина очерчивается в результатах исследования по Симптоматическому опроснику SCL-90 – выражена триада DEP+SOM+ANX в сочетании с аффективной лабильностью…»

«…Заключение: Психогенно-невротический регистр синдром…»

Для таких слово как «ригидность, лабильность, референтная группа, конформность, сензитивность, акцентуация (и ее названия), ажитированность, гиперпротекция, психологические особенности шизоидного круга, инфантильность и т.д.», я больше чем уверена, что вы найдете понятные синонимы. В крайнем случае, после приведенного термина всегда следует давать его пояснение.

Такая ошибка чаще всего появляется тогда, когда существует ошибка №2

2. Отсутствие целей психодиагностики.

Когда к Вам обращаются за тем, чтобы Вы дали заключение, обязательно нужно прояснить два момента –

1) какова цель заключения (чего от Вас конкретно ожидают, ответы на какие вопросы хотят получить);

2) с какой целью Ваше заключение будет использоваться (для чего и кому оно нужно).

Ясный ответ на первый пункт даст Вам понимание, какие выбрать методы и методики исследования для достижения поставленной цели. Ответ на второй пункт подготовит Вас к возможным неприятным сюрпризам в будущем.

Здесь могут быть ситуации, когда клиент сам не до конца понимает, зачем ему заключение, но считает, что он давно ходит или достаточно платит, чтобы получить хоть какое-то подкрепление ценности услуг на бумаге. Это связано с тем, что психологические услуги, особенно в области психотерапии нельзя потрогать, пощупать, попробовать. Клиенты платят деньги за продукт (услугу), которая не имеет «физического носителя», за гипотетическое улучшение своего (или ребенка) состояние. Таким образом, в такой ситуации дать заключение – это дать оценку состоянию клиента, его прогрессу. Тут очень тонкий лед, обязательно нужно следовать этическим принципам, т.к. Ваша оценка может не совпадать с оценкой клиента, поэтому заключение должно носить «очень терапевтичный оттенок», без строгих категорических суждений и оценивания. Хорошо, если Вы иногда использовали во время сессий какие-то тесты или методики (Люшера, Дембо-Рубиншейн, EPI Айзенка, детские методики, в т.ч. тест Рене Жиля, Векслера и т.д.), тогда Вы можете смело их использовать.

Бывает другая сторона, клиент дает четкий запрос – «хочу узнать уровень готовности к школе ребенка», «хочу узнать эмоционально-психологическое состояние ребенка», «хочу получить профориентацию, куда подростку поступать», «хочу, чтобы Вы написали, что у меня есть (случилась) психотравма», «к кому больше привязан ребенок к маме или папе?» и т.д. Психолог, игнорируя либо не проясняя запрос клиента, пишет заключение без вывода. Т.е. проводит психодиагностическое обследование и просто пишет результаты, без проведения анализа.

Пример: «тест EPI Айзенка – шкала «экстраверсии-интроверсии» – 8 баллов, шкала «найротизма» – 17 баллов, шкала лжи – 3 балла, тип темперамента – меланхолик…» (далее методом Ctrl C+Ctrl V (копировать-вставить) – в текст заключения вставляется дословное описание полученных результатов из методики).

И ответ на второй вопрос, «с какой целью Ваше заключение будет использоваться» даст ответ на вопрос во что Вы «ввязываетесь» давая это заключение. В моей практике были случаи, когда мама просила некоего психолога дать заключение о психо-эмоциональном состоянии ребенка, а потом шла в милицию, подавала заявление на отца и прикладывала при этом заключение психолога в качестве мотивировки подачи заключения. Какова вероятность, что Вас вызовут на допрос? 99 %.

Еще пример, к Вам ходила женщина, примерно около тех месяцев, потом у нее происходит бракоразводный процесс, Вы продолжаете ее консультировать, и в один прекрасный момент она просит дать оценку ее состояния и составить заключение. Вы выясняете тот факт, что адвокат ей советует получить такую бумагу, чтобы получить компенсацию за причиненные моральные страдания. Что Вы будете делать? Если она мотивирована словами адвоката, и получит от Вас отказ, она уйдет к другому психологу, который согласится дать такое заключение, и больше никогда не порекомендует Вас.

Таким образом, прояснение этой цели, косвенным образом также влияет на выбор методов исследования и подготавливает Вас к будущим событиям (например, допрос, или участие в судебном заседании).

3 типичная ошибка – это использование нерелевантных методов и тестов при составлении заключения.

Если Вы пишете заключение, то всегда тщательно проверяйте, какие методики Вы используете, а именно:

  • подходит ли эта методика для данного возраста;
  • что эта методика устанавливает;
  • соответствует ли данная методика целям составления заключения;
  • является ли выбранная методика апробированным методом исследования?

Как правило, эти методы, должны быть уже давно внедрены в практику, прошли многолетнюю апробацию и доказали свою эффективность. Каждый психолог ищет свой инструментарий, который бы давал ему наиболее исчерпывающие ответы на поставленные вопросы, но если в судебной практике данный инструментарий четко прописан, то в практике психологического консультирования – нет. Безусловно, Вы можете использовать в работе те, методы какие считаете целесообразными, но при написании заключения следует использовать надежные и валидные методики.

Примерами являются следующие случаи:

«Характеристика на ученицу 7-В класса Пупкину В.

…Тест Леонгарда-Шмишека показал, что у В., есть такие заостренные черты, как ….Школьный психолог П.»

«Исследование интеллектуального развития К. 17 лет проводилось с помощью методики Векслера. Получены такие результаты:

1 субтест (Осведомленность) – … 2 субтест (Понятливость) – …3 субтест (Арифметический) – …4 субтест (Сходство) – …5 субтест (Словарный) – …6 субтест (Повторение цифр) – …7 субтест (Недостающие детали) – …8 субтест (Последовательные картинки) – …9 субтест ( Кубики Кооса) – …10 субтест (Складывание фигур) – …11 субтест (Кодирование-шифровка) – …12 субтест (Лабиринты) – …». (Используется детский вариант методики Векслера WISC, хотя испытуемой уже 17 лет).

Сюда также можно отнести самостоятельно разработанные методики и тесты, метафорические карты (на сегодняшний день), иностранные тесты (даже если Вы легко можете их перевести), которые не были переведены на наш язык и апробированы на нашей выборке, тесты скачанные из интернета без указания исходных данных (в какой книге можно ознакомится с тестом, кто автор, кто адаптировал, в каком году и проч.).

4 ошибка – это отсутствие структуры и логики в заключении.

Заключение, как сочинение, должно иметь определенные части: вступление, содержание, заключение (вступление, исследование, выводы). Очень часто психологи либо вообще не придерживаются это структуры, либо пропускают какую-то часть (бывает первую и третью одновременно).

Но даже при наличии всех частей, наблюдается следующее – написано название методики, а потом описаны результаты по каждой из шкал.

В грамотно составленном заключении отдельным пунктом перечислены методики, указана цель использования той или иной методики (например, для исследования интеллектуальной сферы использовались: Тест Векслера (WISC, детский вариант), адаптированная и стандартизированная версия А. Ю. Панасюка, дополненная и исправленная Ю. И. Филимоненко и В. И. Тимофеевым), а далее в соответствии с логикой заключения описываются результаты методик, при этом редко когда указываются полученные баллы.

Большим огрехом является дословное переписывание интерпретации теста: «…Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз…».

Где же здесь хоть слово непосредственно о Вашем подэкспертном? Где здесь интеграция информации, полученной в беседе с клиентом, с результатами использованных методик, анамнезом, а также дополнительными данными (например, о ребенке мы можем получить информацию при беседе с мамой и другими родственниками, из школьной характеристики, из беседы с ним самим).

Психодиагностика – это в определенной степени искусство, провести тест и получить по нему результат, сейчас может абсолютно любой, кто имеет доступ к Интернету. Зачем же клиенту перечисление «голых» результатов.

Самое главное в заключении – это вывод. К чему же Вы пришли, проведя беседу и психодиагностическое обследование? Какие индивидуально-психологические особенности являются ведущими? Каково актуальное состояние? И какие рекомендации Вы можете дать исходя их проведенного исследования?

И, наверное, самая главная ошибка (№5) – это выход психолога за пределы своей компетенции.

Знать пределы компетенции обязан каждый практикующий психолог, это аксиома. На какие вопросы он может дать ответы, а на какие нет. Где заканчивается его компетенция и где начинается компетенция другого специалиста (психиатра или невролога).

«…У ребенка Н., 2009 г.р. наблюдается психотравма, полученная вследствие насилия со стороны отца…»

«… Т., 2007 г.р. склонна ко лжи…»

«… У К., 1940 г.р., диагностирована деменция…»

«… По результатам исследования, несовершеннолетний П., не способен понимать характер совершаемых действий… ».

Это был длинный текст, надеюсь, что мне удалось раскрыть определенные новые моменты и в будущем, при написании заключения, Вы будете вооружены этими знаниями.

Ссылка на основную публикацию