Зависимость поведения человека от гормональной системы (8 основных гормонов)

Содержание

Зависимость поведения человека от гормональной системы (8 основных гормонов)

7 гормонов, управляющих нашими эмоциями

Вещества, которые продуцируются железами внутренней секреции, выполняют в организме роль химических координаторов, обеспечивающих оптимальный режим работы органов и настраивающих тончайший механизм их взаимодействия. От минимальных колебаний уровня гормонов в крови зависит не только физическое состояние человека, но и его чувства и эмоции.

Серотонин и оптимистическое отношение к жизни

Серотонин выполняет важнейшую функцию: он обеспечивает передачу импульсов между нервными клетками. Недостаточная выработка этого гормона приводит к развитию депрессии, снижению умственной и физической активности, памяти, затруднениям с усвоением новой информации. Дефицит серотонина плохо отражается на состоянии пищеварительной, сердечно-сосудистой и иммунной систем, повышает болевую чувствительность, вызывает нарушения сна. Вредна и избыточная концентрация гормона в крови: она угнетающе действует на работу органов репродуктивной системы.

Для продуцирования серотонина организму необходима одна из незаменимых аминокислот – триптофан. Этим веществом богаты овощи семейства бобовых, творог, твердые сыры, гречневая крупа и грибы-вешенки. Кроме того, в процессе выработки серотонина участвует магний, содержащийся в морепродуктах, морской капусте, орехах, сухофруктах и отрубях. В случае падения уровня гормона ситуацию можно исправить, употребляя в пищу продукты, насыщенные витаминами группы B (бананы, финики, дыня, субпродукты).

Важно, что в организме становится больше серотонина под действием солнечного света. Недаром в осенне-зимний период, при недостатке инсоляции, многие жалуются на плохое настроение, вялость и падение трудоспособности. Нормализации уровня серотонина можно добиться и с помощью разумно дозированных физических нагрузок. Для этой цели прекрасно подходят пешие прогулки, необременительные занятия спортом и игры на свежем воздухе.

Установлено, что существует не только прямая зависимость настроения от уровня серотонина, но и обратная связь: у людей с активной жизненной позицией и оптимистическим взглядом на мир практически всегда высока концентрация этого гормона в организме. А значит, повышения выработки серотонина можно добиться методами, способствующими созданию позитивного мышления (психологическими тренингами, релаксационными практиками и т. д.).

Дофамин – гормон удовольствия

Подобно серотонину, дофамин является нейромедиатором. Он создает ощущение удовольствия. Действие особенно заметно при сексуальных контактах, приеме любимой пищи и т. д. Отличительное свойство дофамина – увеличение его выработки не только в момент приятного события, но и в процессе его приближения (так называемый эффект предчувствия). Этим определяется и негативное воздействие гормона: человек может получать приятные ощущения не столько от поступков (ситуаций), сколько от предвкушения их результата. Таков один из путей развития алкогольной зависимости: «привычный» пьяница употребляет спиртное, потому что помнит чувство удовлетворения, которое возлияния вызывали у него раньше. На понятии «дофаминового обмана» базируется одна из современных теорий возникновения шизофрении: считается, что больной концентрируется на своих мечтах, обеспечивающих ему душевный комфорт, и добровольно отказывается от активного существования в реальном мире.

Адреналин и норадреналин: помощь при стрессах

Природа предусмотрела два типа реакции на опасную ситуацию: нападение и бегство. За успех первого варианта отвечает гормон норадреналин. Он способствует мобилизации всех сил организма: мозг начинает работать активнее, кровоток ускоряется, повышаются артериальное давление и тонус мышц. На эмоциональном уровне это проявляется чувством отваги, а порой и яростью. Адреналин же предназначен для того, чтобы помочь вовремя и достаточно быстро уйти от опасности. Это далеко не всегда означает бегство. Выброс адреналина в кровь организм использует для того, чтобы без потерь разрешить ситуацию, связанную со страхом (например, во время конфликта, экзамена, дорожно-транспортного происшествия).

Оба гормона вырабатываются корой надпочечников. Избыточная концентрация этих веществ в крови опасна: высокий уровень норадреналина ведет к истощению организма, а лишний адреналин может вызвать появление неконтролируемых страхов и фобий.

Впрочем, выработка адреналина и норадреналина вовсе не всегда обусловлена отрицательными эмоциями. Эти вещества выделяются и в ситуациях, связанных с сильными приятными переживаниями, – при успешных сделках, крупных покупках, публичных выступлениях и т. д.

Эндорфины и состояние эйфории

Эндорфины обычно действуют параллельно с серотонином и дофамином. Они обладают сильным обезболивающим и успокаивающим эффектом. Однако главное свойство эндорфинов в том, что они вызывают ощущение чистой, возвышенной радости. Состояние эйфории может возникать после сильного стресса, но часто связано и с психологическим воздействием музыки, кинофильма, спектакля или книги. Мощные положительные эмоции, которые вызваны выбросом эндорфинов, могут быть спровоцированы природными явлениями или близостью любимых людей.

Высокая концентрация эндорфинов в организме – явление кратковременное, именно поэтому многие определяют ощущение счастья как нечто мимолетное.

Фенилэтиламин и влюбленность

Любовь с первого взгляда действительно существует. Внезапно возникающее чувство симпатии, сексуального влечения и эмоционального подъема у человека вызывает гормон фенилэтиламин, относящийся к группе нейротрансмиттеров. Выброс в кровь этого вещества, как правило, происходит наряду с воздействием на организм серотонина и дофамина. Именно этим объясняются курортные романы: кратковременные случайные влюбленности часто возникают на фоне праздничного настроения, характерного для людей, проводящих отпуск в непривычно комфортной обстановке.

Окситоцин и доверие

В организме женщины гормон окситоцин служит регулятором сократительной деятельности матки и усилителем процесса лактации при контакте с младенцем. Но продуцирование этого вещества связано не только с беременностью, родами и грудным вскармливанием.

Окситоцин выделяется у всех людей. В эмоциональном плане он обеспечивает формирование доверия к другому человеку, особенно при наличии тактильного контакта. Например, повышение уровня окситоцина наблюдается при объятиях, рукопожатиях, прикосновениях к рукам в процессе доверительной беседы. Гормон действует особенно эффективно, если контактирующие давно знакомы или являются родственниками.

Высокий уровень окситоцина позволяет сопереживать чужим неприятностям и даже физической боли, снимает тревожность и способствует развитию коммуникативных навыков. На этом эффекте основан метод лечения окситоцином людей, страдающих аутизмом.

Тестостерон и радость победы

Тестостерон называется мужским гормоном, хотя вырабатывается и у женщин. В организме он отвечает за формирование либидо, за эректильную функцию, развитие вторичных мужских половых признаков. В эмоциональной сфере тестостерон создает эффект успешного разрешения конкурентных ситуаций: чем выше его концентрация в организме, тем больше человек способен добиваться своей цели и побеждать соперников.

Существует и обратная связь: победа в соревновательном процессе сама по себе повышает уровень тестостерона. С этим связан определенный негативный эффект. Привыкание к избыточному содержанию гормона может при прекращении соперничества привести к тяжелой депрессии. Риск особенно высок для спортсменов, оставивших активные занятия, или для людей, сделавших успешную карьеру, после их выхода на пенсию.

Нормальная работа эндокринной системы не только обеспечивает хорошее самочувствие. Она необходима нам и для того, чтобы реализоваться в профессиональном плане, не испытывать проблем с общением, радоваться жизни, любить и быть любимыми – ведь это не менее важно, чем отсутствие проблем со здоровьем.

Видео с YouTube по теме статьи:

Влияние гормонов на поведение человека

Читайте также:

  1. A) оказывают непосредственное влияние на рост производительности труда предприятия и учитываются при определении показателей эффективности использования основного капитала.
  2. Claviceps purpurea вызывает при попадании в организм человека заболевание под названием
  3. I. Влияние налогов на производство.
  4. IV Шкала. Поведение на перемене.
  5. V. Роль и поведение учащихся и учителя
  6. V2: 02.03. Поведение потребителя
  7. VII. Третий пояс педагогических исследований изучение развития человека
  8. VII. Укажите группу, в которой перечислены социальные роли человека, к выполнению которых его должно гото­вить воспитание
  9. XV. Влияние углерода и постоянных примесей на свойства стали
  10. XXII. ПРИОНЫ И ПРИОНОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  11. А. В педагогической деятельности следует избегать резкой, нетактичной реакции учителя на отклоняющееся поведение школьников
  12. Агрессивное поведение как форма девиантного поведения

Навчальний матеріал. Пункт 3.

Выделение функциональной смысловой сущности категории

Родовые понятия Смысловая сущность
Центральное понятие, основное исходное положение теории, инструментальное отражение гендерной концепции Гендер как концептуальная основа
Выражение закономерностей взаимоотношений, выражение теории взаимоотношений характеризует способы использования взаимоотношений в соответствии с характеристиками пола Гендер как отражение закономерностей процесса взаимоотношений полов

Обоснованность введения каждой из этих категорий должна обеспечиваться:

· концептуальными основаниями, то есть указанием на основные идеи науки, обосновывающие гендер;

· дидактическими основаниями – раскрытием связи формулируемого гендерного понятия с закономерностями образовательного процесса;

· процессными основаниями – раскрытием знаний о содержании, методах и организации обучения на основе гендерного аспекта;

· управленческими основаниями – представлением основ требований к практической организации учебного процесса на гендерной основе.

Биологический фактор и социализация пола и есть две исходные теории гендера для углубленного понимания источников.

Для введения понятия «гендер» в педагогическую концепцию мы рассматриваем «гендер» как социальный конструкт, отражающий процесс социализации личности. Применяя гендер как средство управления образовательным процессом, определяем ход преподавания и учения в соответствии с гендерными обоснованиями. Современное обществознание последовательно и весьма продуктивно разрабатывает данное понятие как одно из важнейших для анализа оснований социальности и ее форм. Смысл понятия «гендер» заключен, прежде всего, в идее социального моделирования или конструирования пола. Социальный пол конструируется социальной практикой. В обществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей; соответственно, возникает жесткий ряд представлений о том, что есть «мужское» и «женское» в данном обществе.

Гендер – это не природой закрепленная данность, это то, что мы думаем о поле в границах наших социокультурных представлений, то есть то, что стало полом в процессе его социализации.

Інструкції:

Прочитайте пункт 3, дайте письмову відповідь на запитання: «Як впливають гормони на поведінку чоловіка та жінки?» (Письмово)

Гормоны программируют мозг человека еще до рождения, определяя манеру мышления и поведения. Мозг запрограммирован наподобие компьютера уже через 6-8 недель после зачатия. В нашей базовой «операционной системе» уже заложено несколько программ и к моменту рождения мозг загружен базовыми и вспомогательными программами. Например, эмбрион (XY – мальчик) нуждается в одной единице мужских гормонов для формирования мужских половых органов и трех единицах для формирования мужской операционной системы мозга, а вместо трех получил только две единицы. Это значит, мозг на две трети сформировался как мужской, а на одну треть остался женским. Ребенок-мальчик будет иметь мужской склад ума и проявлять поведенческие особенности, свойственные девочкам.

Если же для формирования операционной системы мозга эмбрион получает не три единицы мужских гормонов, а одну, то рождается мальчик, чей мозг по структуре и мышлению будет преимущественно женским.

Если генетическая девочка (XX) получает мало мужских гормонов или не получает их совсем, формируются женские половые органы и матрица мозга остается женской, а если получает значительное число мужских гормонов, девочка рождается в большей степени с мужским складом ума. Игры таких девочек обычно более жесткие и грубые, чем у обычных девочек. Они, как правило, крупнее, отличаются большей ловкостью при игре с мячом, и у них после полового созревания появляются волосы на лице. Взрослые иногда их называют мужеподобными.

Информация к размышлению

Есть мнение, что 15-20% мужчин имеют феминизированный мозг, а 10% женщин имеют мужской склад ума.

Поведение человека в гораздо большей степени, чем нам хотелось бы, управляется гормонами. Исследования Московского научно-исследовательского центра «Мужчина и женщина», проведенные в 2007 году с пятью тысячами че­ловек разной половой принадлежности, подтвердили результаты исследований американских ученых и показали, что даже по пальцам руки можно определить, сколько в нас мужского и женского: длина безымянного пальца показывает уровень в крови тестостерона, а длина указательного – уровень эстрогена. Таким образом, у маскулинной личности безымянный палец всегда длиннее указательного. Женственный же человек имеет более длинный указательный палец.

Тестостерон является основой личных качеств мужского населения, таких к агрессивность, самоуверенность, дух соперничества, стремление занять ведущее положение, риск, сильные эмоции. Первые несколько месяцев после рождения уровень тестостерона падает и в течение первых 2 лет жизни будет оставаться на довольно низком уровне. Мальчики и девочки в этот период жизни ведут себя практически одинаково.

В 4-летнем возрасте по совершенно непонятным причинам у мальчиков наблюдается сильный выброс тестостерона и его уровень в крови повышается в 2 раза. В это время мальчики особенно активны, их тянет на подвиги, приключения и подвижные игры. В 5 лет уровень тестостерона вновь снижается и маленький ребенок вновь успокаивается. В возрасте от 11 до 13 лет – вновь резко поднимается. Причем этот скачок составляет примерно 800% к уровню младенческого возраста. Результатом этого становится резкий рост, удлинение рук и ног – настолько ощутимый, что нервной системе приходится полностью перестраиваться. Перестройка мозга у мальчиков, вызванная быстрым ростом тела, может на несколько месяцев сделать его вялым и неорганизованным. Но волноваться по этому поводу не стоит. К 14 годам уровень тестостерона достигает своего пика: лобковые волосы, прыщи, сильное сексуальное влечение и общее беспокойство заметно раздражает как самого мальчика, так и окружающих. Высокий уровень тестостерона в крови подростков в возрасте от 12 до 17лет соответствует пику в возрастной кривой преступности, снижение уровня тестостерона влияет на активность мужчин. Спорт позволяет сжечь избытки гормонов. Исследования показывают, что у физически активных мальчиков вероятность принять участие и преступлении или агрессии наименьшая.

У каждого человека присутствуют и мужские, и женские гормоны, но доминируют разные. В период полового созревания эстроген (женский гормон) и тестостерон (мужской гормон) влияют на установки человека и модели его поведения (раздражительность, агрессивность и капризность – это лишь некоторые из них). Женские гормоны созревают раньше, вследствие чего у девочки уже в этом возрасте формируются длительные, эмоциональные привязанности – это период так называемой сексуальной агрессивности. В то же время мужские гормоны спо­собствуют формированию у мальчика краткосрочных, пробных привязанностей. Отцы-подростки и те, кому двадцать с небольшим, очень часто бросают беременных подруг, а многие девушки-подростки хотят рожать и заботиться о детях, действуя в рамках своего биологического поведения. В отсутствии разумного руководства со стороны взрослых они ищут других привязанностей.

Когда содержание мужских гормонов достигает пика, мальчики начинают взрослеть благодаря системам лидерства по принципу старшинства (возникновение различных группировок). В таких системах мальчиками лучше всего управляют прочные связи и авторитет. Это происходит до тех пор, пока они сами не научатся управлять собой. Тестостерон и процессы, протекающие в мозге, побуждают мальчиков к пространственному выражению стресса (например, встреча группировок для «выяснения отношений»), для них характерна физическая агрессивность.

После 25 лет гормональный фон успокаивается, и поведение молодого человека стабилизируется. Уровень тестостерона по-прежнему высок, но организм уже привык к такому состоянию, поэтому не реагирует так бурно. Гормоны продолжают формировать мужчину – повышается уровень холестерина в крови, появляется склонность к облысению, растет волосяной покров в ноздрях. Но в качестве положительного момента можно отметить, что тестостерон заряжает молодого человека творческой энергией, желанием добиться цели и стать защитником.

После 40 лет уровень тестостерона вновь снижается. Деятельность становится более качественной, появляется желание принести максимальную пользу обществу. В возрасте 40-80 лет уровень тестостерона снижается на 50%. Расставаясь с тестостероном, мужчины также существенно теряют в своей агрессивности и стремлении к соперничеству. После 13 лет напряженной работы и карьерных передряг они расслабляются, уделяя больше времени межличностным отношениям и укреплению семейных уз.

Мужской гормон тестостерон – гормон достижений, успеха, состязательности, агрессии, который заставляет мужчину добывать пищу и отражать нападение со стороны. С наличием этого гормона связан рост бороды, низкий голос, способность ориентироваться в пространстве, склонность стать левшой, предрасположенность к астме и любым формам аллергии. Уровень тестостерона снижается при чрезмерном употреблении алкоголя и курении. Тестостерон помогает также целеустремленности и препятствует возникновению усталости. Только мужской мозг реагирует на тестостерон, а женский – нет. Причины этого различия еще не установлены, но прослеживается их связь с пространственным мышлением. Если уровень тестостерона (мужской гормон) у мальчика высокий, он демонстри­рует лучшие результаты в тестах, требующих пространственного воображения (по математике, но не в вербальных тестах). Они могут мысленно вращать пред­меты или представлять, как складываются кусочки головоломки.

Тестостерон – это не только гормон роста. Он влияет на настроение и энергетику. «Мужчины ежедневно получают 5-7 “порций” или “выбросов” тестостерона. Во время выбросов гормонов настроение мужчины может колебаться от агрессивности до замкнутости». Тестостерон вызывает развитие определенных участков мозга и подавляет развитие других, например участков левого полушария мозга.

Влияние тестостерона на мужскую психологию можно проиллюстрировать результатами известного исследования. «В одной из лабораторий вели пристальное наблюдение за племенем обезьян. Ученые обнаружили, что среди мужских особей царит четкая иерархия, основанная на первенстве в принятии пищи. Женские особи более расслаблены, и иерархия среди них строится только на том, кто кому чешет волосы. Самцы всегда знают, кто среди них главный, кто первый заместитель, кто второй, и они дерутся, отстаивая свой титул.

Выявив динамику поведения обезьян, исследователи пошли дальше. Они взяли самца самого низкого ранга и ввели ему инъекцию тестостерона. После этого поместили его обратно в племя. Можете догадаться, что случилось потом. Самец тут же затеял боксерский поединок со своим “непосредственным начальником”. И, к собственному великому удивлению, выиграл этот матч! Тогда он продолжил свою агрессию и принялся колошматить другого самца! В течение двадцати минут он добрался до самого вожака и победил его. Наш герой был маленький, но у него был тестостерон! Благодаря ему (тестостерону) он стал “боссом”. К сожалению, для него триумф продолжался недолго. Эффект от инъекции упал, и вскоре наш герой очутился у подножия иерархической лестницы».

Суть в том, что тестостерон оказывает влияние на мозговую деятельность, настраивая мальчиков на состязательность и лидерство. Мальчики с высоким уровнем содержания гормонов – прирожденные лидеры, но лидерству нужно обучать с раннего детства. Победы в спорте или политике повышают уровень тестостерона. Стресс и одиночество понижают его. Они приводят к выработке эстрогена (женского гормона) и в поведении проявляется все больше женских черт.

Мужчины, как и женщины, имеют гормональные циклы. Колебания тестостерона происходят ежедневно (максимальный уровень достигается ранним утром), а в течение года максимум наблюдается в осенний период. Мужской климакс характерен для всех мужчин, они также претерпевают психологические, эмоциональные и гормональные изменения: испытывают тягу к причудливой одежде, занимаются пересадкой волос на голове и т. п.

Исследования подтвердили взаимосвязь биологического пола и поведения, было выделено 12 устойчивых мужских поведенческих программ:

Эротическое поведение (от мужчин ждут проявления эротического поведения).

Агрессивное поведение (к миру относятся как к технике, нужно постоянно что-то изучать, разрушать, чтобы создать новое).

Территориальное поведение (обозначают свою территорию и всегда ее охраняют, поэтому им свойственно раскладывать вещи во многих местах).

Пространственное поведение (лучше воспринимают пространство, удаленность, скорость).

Эмоциональные реакции проявляются слабо, так как склонны скрывать свои переживания, а не демонстрировать их.

Родственные связи слабы, как правило, меньше скучают по своим родственникам и родителям.

Групповое поведение (тяга к созданию групп по интересам).

Выносливость к боли ниже, чем у женщин.

Медленное усвоение оборонительных рефлексов, так как мужчинам свойственно защищаться, а не обороняться, поэтому они не всегда могут дать сдачи.

Настойчивость при выполнении задания, поэтому свойственно повто­рение ошибок из-за низкой степени обучаемости и создание проблем на пустом месте (ломятся в открытые ворота).

Поиск приключений, новых сложных раздражителей.

Проявление духа соперничества и тяги к опасностям.

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 2130 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Гормоны определяют особенности поведения человека в каждой сфере его жизни

Команда ученых из двух университетов США впервые попыталась разобраться с влиянием не одного или двух, а целой группы определенных гормонов на склонности человека и особенности его взаимоотношений с другими людьми в современном социуме. Результаты этой работы были представлены в последнем выпуске (май 2017 года) известного научного информационного сборника Proceedings of the National Academy of Sciences.

Подобные исследования уже проводились ранее, но в них рассматривалось в основном то, как формируются отношения человека со своими половыми партнерами при различных концентрациях в его организме такого нейромедиатора, как окситоцин, а действие других гормональных веществ практически полностью игнорировалось.

Детали исследования

Американские исследователи предположили, что окситоцин делает малозаметным влияние на человеческую психоэмоциональную сферу других важных биологически активных молекулярных соединений, к которым можно отнести тестостерон, дофамин, серотонин, вазопрессин и эндорфины. Ученые составили перечень из более трех десятков вариаций однонуклеотидных полиморфизмов (точечных мутаций в ДНК) в шести вышеуказанных нейропептидах и на основе этого списка проанализировали отличия в поведения почти восьмисот людей в различных областях общественных взаимоотношений. Такие психические особенности были выявлены в результате специальных самооценочных опросов всех участников. Исследователи обращали внимание на степень социального отчуждения каждого отобранного человека, его отношения со своим половым партнером и уровень активности в социальных сетях.

Итоги

После обработки всей полученной информации ученые выяснили, что характер и склонности человека определяются экспрессией тестостерона и бета-эндорфина в его организме. Отношения каждого индивидуума в паре со своим половым партнером зависят от дофамина и окситоцина. Уровни дофамина и серотонина четко связаны с особенностями поведения человека в социальных сетях. На супружеские отношения также могут оказывать незначительное влияние эндорфины.

Исследователи сделали вывод, что каждый из перечисленных гормонов играет наиболее важную роль в одной конкретной сфере социальных взаимоотношений. Исключение составляют эндорфины и дофамин, от которых зависит поведение человека во всех областях общественной жизни.

Зависимость поведения человека от гормональной системы (8 основных гормонов)

Гормоны и нейромедиаторы являются одними из наиболее важных элементов в человеческом организме, так как они контролируют большую часть процессов в теле.

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

При этом нельзя исключать и их влияние на сознание человека и его поведенческие качества, так как в некоторых случаях изменение уровня продуцирования какого-либо гормона, в большую или меньшую сторону, приводит к радикальным переменам личностного поведения.

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

Это показывает важность нормальной работы эндокринной системы в жизни каждого отдельно взятого индивидуума.

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

Истоки психоэндокринологии

По причине малой изученности процесса воздействия гормонов и нейромедиаторов на психоэмоциональном уровне, принято считать, что большая часть поведенческих качеств каждого отдельного человека зависит от степени развития личности, самосознания и самоконтроля.

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

То есть инстинкты существуют, но они полностью подчинены воле личности.

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

Однако обращая внимание на разницу в поведении различных младенцев, сознание которых не сформировано и отсутствует полноценный опыт восприятия мира, можно отметить, что личность, самоконтроль и самосознание играют второстепенную роль.

p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

Специалисты персонологи, которые занимаются подробным разбором развития личности, также склонны воспринимать большую часть поведенческих особенностей, как результат неких биохимических процессов, зависимых от генетической предрасположенности и здоровья.

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

Генетическая предрасположенность в данном случае подразумевает запрограммированные параметры выработки гормональных соединений в ДНК, передающемуся от родителей ребенку.

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

Аналогичным образом на человека будут воздействовать различные причины изменения концентрации гормонов:

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

  • стресс;
  • эндокринные заболевания;
  • нарушение циркадного ритма;
  • воздействие рецепторных раздражителей и пр.

В процессе проведения исследований по вопросу зависимости поведения от концентрации гормонов при нормальном состоянии человека и при патологических нарушениях эндокринной системы были выявлены существенные различия поведения.

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

Изучение этой зависимости стало основой психоэндокринологии.

p, blockquote 12,0,1,0,0 –>

Гормоны, воздействующие на поведение

Среди гормонов, специалисты, которые занимаются вопросом зависимости психики человека от работы эндокринной системы, выделяют группу наиболее сильных соединений. К этой группе необходимо относить такие гормоны:

p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

  1. Серотонин;
  2. Дофамин;
  3. Эндорфины;
  4. Пролактин и окситоцин;
  5. Адреналин;
  6. Мелатонин;
  7. ГАМК (гамма-аминомасляная кислота);
  8. Тиреоидные гормоны.

Каждый из них имеет собственное отдельное влияние на поведение и способен изменять характер человека в той или иной степени.

p, blockquote 14,0,0,0,0 –>

В зависимости от характера и степени изменения гормонального баланса будет определяться и постоянность возникшего эффекта.

p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

Серотонин

Серотонин является гормоном-нейромедиатором, при воздействии которого человек испытывает чувство счастья.

p, blockquote 16,0,0,0,0 –>

Основная выработка данного вещества в эндокринной системе происходит в головном мозге.

p, blockquote 17,0,0,0,0 –>

p, blockquote 18,0,0,0,0 –>

При повышении количества серотонина в кровяном русле, человек начинает испытывать подъем настроения.

p, blockquote 19,0,0,0,0 –>

Интенсивность выработки этого вещества связывают с определенными психотипами – сниженный уровень является характерным для меланхоликов, а повышенный для сангвиников.

p, blockquote 20,0,0,0,0 –>

Дофамин

Дофамин соотносят со способностью человека к адаптации, предвкушению и получению удовольствия. Пример такого воздействия можно представить таким алгоритмом:

p, blockquote 21,0,0,0,0 –>

  1. Человек съедает что-либо вкусное, к примеру, кусочек шоколада.
  2. Вкусовые рецепторы передали в мозг сигнал на центр удовольствия.
  3. Ответной реакцией является выработка дофамина.
  4. Результатом его повышения становится желание съесть еще.

Если говорить о предвкушении в соответствии с указанным примером, то человек, в дальнейшем представляя вкус шоколада, также активизирует центр удовольствия и провоцирует выработку дофамина.

p, blockquote 22,0,0,0,0 –>

Эндорфины


Эндорфины в организме человека являются регуляторами эмоционального состояния после стрессовых ситуаций.

p, blockquote 23,0,0,0,0 –>

Итогом их воздействия становится блокировка некоторых центров мозга, в том числе и отвечающих за болевые рецепторы.

p, blockquote 24,0,0,0,0 –>

При этом стресс необходимо расценивать не только с точки зрения негативных ситуаций, но и с точки зрения приятных происшествий.

p, blockquote 25,1,0,0,0 –>

Ощущение эйфории при повышении концентрации эндорфинов в крови также частично связанно с продуцированием серотонина.

p, blockquote 26,0,0,0,0 –>

Это ощущение также возникает при приеме наркотических веществ, которые по большей части сходны по строению с этим гормоном.

p, blockquote 27,0,0,0,0 –>

При частом воздействии на рецепторы мозга, распознающие эндорфины наркотиками, происходит их постепенное угнетение, что приводит к необходимости повышения дозировки у наркоманов.

p, blockquote 28,0,0,0,0 –>

Пролактин и окситоцин

Пролактин и окситоцин считаются гормонами ответственными за материнство. Согласно проведенным экспериментам от их воздействия зависит степень привязанности матери к ребенку.

p, blockquote 29,0,0,0,0 –>

Данный эксперимент проводился на обезьянах с детенышами – им вводили гормональные ингибиторы пролактина и окситоцина.

p, blockquote 30,0,0,0,0 –>

Наибольшим воздействием среди примененных веществ являлся адреналин. В результате его применения обезьяны абстрагировались от собственных детенышей и не обращали на них никакого внимания.

p, blockquote 31,0,0,0,0 –>

Если рассматривать пролактин в отдельности, то главной его функцией является выработка молока.

p, blockquote 32,0,0,0,0 –>

По этой причине у матерей часто испытывающих стрессовые ситуации (что провоцирует выработку адреналина) имеют проблемы с грудным вскармливанием ребенка.

p, blockquote 33,0,0,0,0 –>

Окситоцин, в свою очередь, является гормоном, отвечающим за доверие и привязанность, активно вырабатывается в процессе родовой деятельности (воздействуя на матку) и помогает в вопросе привязанности матери к ребенку.

p, blockquote 34,0,0,0,0 –>

При этом некоторое количество вырабатывается и при повседневном общении, как результат люди, с которыми часто общается человек, становятся более близкими и вызывают доверие.

p, blockquote 35,0,0,0,0 –>

Адреналин

У человека в спокойном состоянии происходит постоянная выработка некоторого количества гормонов адреналина и норадреналина, которая не является значительным.

p, blockquote 36,0,0,0,0 –>

Однако при возникновении стрессовой ситуации, происходит стимуляция коры надпочечников, что приводит к увеличению концентрации этих гормонов в крови.

p, blockquote 37,0,0,0,0 –>

Психоэндокринное влияние повышенного количества адреналина и норадреналина связывают с такими эмоциями:

Это позволяет в некоторой степени адаптироваться к неконтролируемой стрессовой ситуации и быстро принимать решения для восстановления нормального (привычного) порядка вещей.

p, blockquote 39,0,0,0,0 –>

Кроме того, присутствие адреналина в кровяном русле позволяет снизить болевой порог и избежать остановки сердца.

Мелатонин

Мелатонин является гормоном-антогонистом серотонина и его производной, так как в его продуцирование в эпифизе зависит от секреции сератонина, который и является его предшественником. Выработка этого гормона происходит в период сна и во многом зависит от окружающей освещенности – свет, воздействуя на зрительный центр, затормаживает его выработку.

p, blockquote 41,0,0,0,0 –>

Главное предназначение этого гормона является контроль циркадных ритмов (периодичность сна/бодрствования). Если количество мелатонина в крови снижено, то у человека может возникать период бессонницы, что в свою очередь приводит к дальнейшему снижению этого гормона.

p, blockquote 42,0,0,0,0 –>

Гамма-аминомаслянная кислота

Гамма-аминомаслянная кислота является одним из контроллеров ЦНС человека. Основное воздействие на поведение заключается в успокоительном влиянии.

p, blockquote 43,0,0,0,0 –>

Механизм воздействия этого нейромедиатора заключается в изменении клеточного заряда за счет повышения проницаемости мембран для ионов хлора – ГАМК на клеточном уровне понижает проходимость нейронных сигналов. Это приводит человека к спокойствию и ощущению гармонии.

p, blockquote 44,0,0,0,0 –>

Тиреоидные гормоны

Тиреоидные гормоны продуцируются щитовидной железой и на психоэндокринном уровне считаются гормонами раздражительности.

p, blockquote 45,0,0,0,0 –>

Повышенная их концентрация в составе крови человека приводит его во взвинченное и агрессивное состояние. При этом под их воздействием улучшается активность мозговой деятельности:

p, blockquote 46,0,0,0,0 –>

повышается внимательность;
упрощается запоминание;
усиливается скорость и реакция.

За счет перераспределения ионизированных элементов Na и K в нейронах, происходит понижение порогов их возбудимости, что приводит к ускорению передачи сигналов. Эти воздействия следует относить к адаптивным функциям человеческого организма.

p, blockquote 47,0,0,0,0 –>

Согласно исследованиям, гипотиреоз (сниженное продуцирование гормонов щитовидной железы) оказывает на человека обратный эффект и постепенно приводит к снижению эмоционального тонуса и обучаемости.

p, blockquote 48,0,0,0,0 –>

p, blockquote 49,0,0,0,0 –>

Отдельно следует выделить и психоэндокринное влияние мужских и женских половых гормонов – эстрогенов и андрогенов. Под их воздействием человек также меняет собственное поведение на подсознательном уровне – основной целью таких изменений является размножение.

p, blockquote 50,0,0,0,0 –> p, blockquote 51,0,0,0,1 –>

Фактически каждое изменение баланса гормонов имеет собственную направленность и позволяет человеку меняться в соответствии с возникшими обстоятельствами на психо-эмоциональном уровне.

Четыре типа влияния гормонов на поведение

Четыре типа влияния гормонов на поведение

Подобно тому как психика неразрывно связана с моторной функцией, психика и поведение взаимосвязаны с висцеральной сферой, т. е. сферой внутренних органов, в том числе и с гормонами.

Связи психики с висцеральными системами подчас неожиданны для непосвященного. Например, тема диссертации великого отечественного психиатра В. М. Бехтерева: «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых душевных заболеваниях» (1881)[52]. Многие психические состояния, в том числе и болезненные, характеризуются особой температурной кривой, т. е. измерение температуры помогает уточнить диагноз. Это пример первого аспекта психосоматического взаимодействия: висцеральные реакции отражают психические процессы.

Широко применяется измерение содержания гормонов и других биологически активных веществ в крови для определения психических изменений. Гормоны служат надежными биологическими маркерами психических процессов. Многочисленные примеры использования гормональных показателей для определения, уточнения и дифференцировки разнообразных психических категорий, процессов, явлений и состояний читатель найдет в этой книге.

Висцеральные реакции отражают психические процессы, поэтому надежными маркерами последних служат гормоны

Психика и сома (тело) взаимосвязаны, поэтому гормоны не только служат индикатором психических изменений, но и влияют на душевные движения и состояния.

Гормоны, а шире – гуморальные агенты могут влиять на психику и поведение следующими способами: они способны организовывать, обеспечивать, модулировать или индуцировать поведение и психические реакции (рис. 2.12).

Рис. 2.12. Четыре типа участия гормонов в регуляции психологических функций, процессов и состояний

На всех графиках по оси абсцисс – концентрация гормона, по оси ординат – психическая функция.

Организация. Наличие определенных гормонов на определенных этапах индивидуального развития абсолютно необходимо для формирования некоторых психических функций. Например, половых гормонов для формирования мужской и женской психики.

Индукция. График представляет собой линию, наклонную к оси абсцисс и начинающуюся из точки пересечения осей координат. Это значит, что гормон вызывает данную психологическую реакцию независимо от состояния организма. У человека обнаружено ограниченное количество индуцируемых гормонами форм поведения: пищевое поведение индуцируется введением малых доз инсулина, а питьевое – альдостерона и других минералокортикоидов. Инсулин снижает концентрацию глюкозы в крови, что приводит к возникновению чувства голода, которое вызывает пищевое поведение. Альдостерон – гормон, регулирующий водно-солевой обмен, – вызывает чувство жажды. Это примеры индукции поведения за счет создания витальных потребностей.

Гормонами индуцируются два аффективных состояния: кортиколиберин индуцирует тревогу, а эндогенные опиаты – эйфорию. Все остальные гормональные влияния на психику и поведение человека являются либо модуляцией, либо обеспечением.

Модуляция. График представляет собой линию, наклонную к оси абсцисс после того, как функция принимает определенное значение, в данном примере – 4. Это означает, что психологические процессы усиливаются или тормозятся пропорционально концентрации гормона, но гормональные влияния проявляются только при определенном исходном психологическом состоянии. Пример – усиление родительского поведения у матери по отношению к новорожденному под влиянием пролактина. Родительское поведение не изменится, если пролактин вводить женщине, не имеющей детей. Другой пример – улучшение ориентировки в пространстве после введения вазопрессина. Этот эффект наблюдается только у людей с исходно нарушенной способностью ориентироваться. Еще один пример – усиление дружелюбия под влиянием окситоцина возможно только после снижения враждебности в ходе психотерапевтических мероприятий. Если говорится, что «гормон модулирует поведение», это значит, что он усиливает или ослабляет проявление данного поведения, но не может вызвать его в любых условиях.

Обеспечение. Б?льшая часть графика зависимости имеет вид линии, параллельной оси абсцисс. Это значит, что для проявления какой-то формы поведения необходим определенный уровень гормона. Но при дальнейшем увеличении его концентрации данная форма поведения не усиливается. Усиление может происходить при очень больших концентрациях гормона. Пример – влияние тестостерона (мужского полового гормона) на мужское половое поведение.

Четыре типа влияния гормонов на психику и поведение: организация, обеспечение, модуляция и индукция

Во-первых, гормоны могут оказывать организующее влияние на созревающий организм. Например, недостаток гормонов щитовидной железы в раннем детстве приводит к дефектам строения центральной нервной системы и, как следствие, к неизлечимому слабоумию, кретинизму. Его невозможно излечить, вводя больному ребенку гормоны щитовидной железы. Соотношение половых гормонов в эмбриональный период определяет организацию ЦНС по мужскому, либо по женскому типу и, следовательно, формирование мужских либо женских особенностей психики (см. гл. 8). Введение взрослому мужчине женских половых гормонов (или женщине – мужских) не приведет к появлению у него особенностей психики и поведения, характерных для противоположного пола.

Второй тип влияния – индукция. Это значит, что гормон вызывает данную психологическую реакцию независимо от состояния организма. В отличие от человека у животных гормональная индукция поведения играет гораздо б?льшую роль.

Третий, самый распространенный тип влияния гуморальных факторов на поведение – модуляция.

Четвертый тип влияния – обеспечение. Пример – влияние глюкокортикоидов на аффективное состояние. При нулевом уровне этих гормонов человек чувствует себя плохо. При минимальном физиологическом уровне глюкокортикоидов его настроение нормализуется. Дальнейшее увеличение концентрации гормонов в крови не изменяет настроение и аффективные реакции. Но если содержание глюкокортикоидов превышает физиологическую норму в 20–50 раз (что бывает при длительном лечении глюкокортикоидными препаратами), то у человека развивается маниакальное состояние (см. главу 5).

Широко распространено представление о гормонах как веществах, исключительно индуцирующих или модулирующих различные процессы. Этому немало способствует и этимология термина «гормон» – от греческого «побуждаю». Поэтому среди неспециалистов сформировалась и закрепилась на бессознательном уровне установка «много гормона – сильная функция, мало – слабая». Классический пример, опровергающий подобный взгляд, – гормональное обеспечение мужской половой функции. При эпидемиологических исследованиях, т. е. при изучении очень больших групп населения, было установлено, что содержание мужских половых гормонов колеблется в очень широком диапазоне: минимальное и максимальное значения различаются в 10 раз. Однако детальное исследование не выявило различий в половых способностях между мужчинами с высоким и низким содержанием в крови половых гормонов.

Использование гормональных показателей как отражение психических явлений служит одним из аспектов объективной психологии

Для элиминации половой функции путем гормональных манипуляций необходимо полностью удалить половые гормоны из организма. Таким образом, половая функция сохраняется при некотором минимальном уровне мужских половых гормонов. Дальнейший рост их концентрации в организме не увеличивает половую функцию. Это еще один пример гормонального обеспечения функции.

Обеспечение, но не стимуляция как принцип связи между двумя функциями имеет место не только в психосоматических взаимоотношениях. Например, память является функцией, необходимой для интеллектуальной активности. При ослабленной памяти – вследствие ли дефектов развития, заболевания, возрастных изменений или простой усталости – страдают все формы умственной деятельности, начиная с простой способности ориентироваться в пространстве. После достижения определенного уровня дальнейшее увеличение памяти не ведет к усилению умственных способностей. Некоторые люди рождаются с феноменальной памятью, но их интеллект, измеренный с помощью тестов IQ, не отличается от нормального. Такие люди редко оказываются выдающимися и в профессиональной деятельности, разве что играют в телевизионных викторинах. Таким образом, память обеспечивает, но не стимулирует интеллектуальную функцию человека.

Итак, подводя итог изложенному в этом разделе, повторим, что психика связана с гормонами прямыми и обратными связями. Влияние гормонов на психику может осуществляться четырьмя способами. Во-первых, они могут организовывать определенные психические функции, влияя на развитие ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Во-вторых, гормоны могут индуцировать психические функции. В-третьих, модулировать психические функции, т. е. та или иная функция проявляется сильнее по мере роста содержания гормона в крови, но гормональное влияние может быть блокировано другими факторами. В-четвертых, гормоны обеспечивают психические функции, т. е. для реализации той или иной функции необходим определенный уровень гормонов в крови, но дальнейший рост их содержания в организме не ведет к увеличению интенсивности проявления данной функции. И, наконец, содержание гормонов отражает течение психических процессов, т. е. гормональные реакции являются биологическими маркерами определенных психических состояний и индивидуальных особенностей личности.

Ссылка на основную публикацию